Оценки или жизнь?

№ 9, 2013
Рубрика: Справимся сами?
Оценки или жизнь?

Звучит немного чересчур, но для многих детей это утверждение – суровая реальность. С 7 до 10–11 лет ведущей деятельностью(ведущая деятельность – та, что наиболее способствует развитию на этом возрастном этапе)ребёнка является учёба. Все они хотят учиться хорошо. Да-да, абсолютно все! На этом месте многие родители скептически усмехнутся и вспомнят своё чадо, которое не затащишь делать уроки и не поднимешь утром в школу. В своей работе я чаще всего сталкиваюсь именно с такими детьми, и у всех наблюдается примерно та же картина.

Ребёнок, полный надежд, идёт в школу. И первый класс проходит более-менее неплохо. А во втором начинаются оценки, и ребёнок первое время пытается попасть в отличники, но с каждым днём все яснее понимает, что ему до них, как до Луны. А дома каждый день спрашивают: ну как, пятёрки есть? И ответить нечего. И он совершенно перестаёт ориентироваться в происходящем. Все говорят: «Надо стараться, ты просто ленишься!» И он старается, и вот уже не 5 ошибок в каждом слове, а 3, и плюсы с минусами уже не путаются, хотя условия задач очень сложные, – но все эти мелкие победы никто не замечает. Критерий успешности один: пятёрка, в крайнем случае – четвёрка. Постепенно происходит грустная вещь: ребёнок сдаётся, опускает руки, начинает чувствовать себя полным неудачником. А это мерзкое ощущение. Чтобы оградить психику от болезненных переживаний, срабатывает защитный механизм. Всё раздражение переносится на источник неприятностей: процесс чтения, ненавистную математику, гнусный русский, а иногда и на учителя. Но ведь в начальной школе закладывается любовь к учёбе как к процессу на всю дальнейшую жизнь! И получается вот что. Невозможность соответствовать критериям успешности, измеряемой только оценками, приводит к глобальной проблеме с процессом учёбы вообще и к заниженной самооценке. А поскольку человеку обязательно нужно хоть в чём-то чувствовать себя успешным, дети начинают искать. Хорошо, если они находят занятия в секции или кружке, но чаще я слышу от родителей: «Ну что вы, какие кружки, мы целый день уроки делаем». И тогда остаётся только одна ниша – компьютерные игры. Там ты герой, там постоянно какие-то достижения, прохождение уровней. Наверное, все замечали, с каким восторгом дети бегут к нам поделиться чувством гордости: «Смотри, я прошёл все уровни! Я молодец!» Мы только раздражённо передёргиваем плечами и отвечаем неизменно: «Лучше бы в школе пятёрки получал!»

Шаги к успеху

Какую же ошибку мы, взрослые, допускаем, и что можно сделать, чтобы вернуть радость от учёбы и законное чувство гордости за свои реальные, а не виртуальные достижения? Прежде всего, признать тот факт, что не каждый ребёнок способен легко и непринуждённо усвоить программу начальной школы. Особенно тяжело она даётся детям с ведущим правым полушарием, плохо сформированными межполушарными связями (подробнее об этом – в № 1 «ЗШ» за 2013 год), врождёнными неврологическими особенностями (быстрая утомляемость, гиперактивность, дислексия и дисграфия), низкой стрессоустойчивостью. А это, к сожалению, примерно 60 % современных детей. И первая ошибка, которую совершают родители, – не обращают внимания на особенности своих детей. Занятия с нейропсихологом, логопедом и дефектологом с 5 лет могут очень хорошо подготовить мозг и тело к школе, помочь построению необходимых нервных связей. И тогда учебный материал усваивается намного легче. Если этого не произошло и вы столкнулись с тем, что ваш ребёнок с трудом усваивает необходимые знания, – забудьте на время про оценки. Такому ребёнку прежде всего нужно создать зону успешности в освоении учебных навыков. И тогда каждое выполняемое задание важно разбирать, используя следующую схему:

  1. Что получилось хорошо.Обычно этот шаг упускается, и мы с азартом перечисляем все недочёты, создавая ощущение, что всё снова плохо. В любом задании есть то, что хорошо. Какие-то слова без ошибок, несколько строчек красивого почерка, правильно (не зеркально) написанные цифры… Поиск того, что получилось – та основа, на которую ребёнок может опереться. Он точно начинает осознавать, что хоть что-то да получается!
  2. Вот теперь можно переходить к конструктивной критике. И даже лучше, если ребёнок сам найдёт, над чем ещё нужно работать.
  3. Поиск вариантов, как над этим работать. Может быть, дело во внимании, а может, нужно подучить правило, или есть проблема с пониманием текста. А может быть, нужно строчку отдельно выписать. Такой подход сводит ощущение глобального неуспеха в этом ужасном русском (кошмарной математике, жутком чтении) к освоению конкретных небольших навыков. А в сочетании с пунктом первым – к пониманию того, что многие навыки уже усвоены. Процесс учёбы превращается… в ту же многоуровневую компьютерную игру, где за каждый уровень приз: уважение к себе, радость родителей.

А как же пятёрки?

Если человек начинал учебный год с ошибками в каждом слове, а к третьей четверти сократил их до 5 во всём задании – это всё равно между двойкой и тройкой. Но с точки зрения его динамики – это колоссальный прогресс. И важно, чтобы и ребёнок, и родители, а иногда и учителя это понимали.

А вот когда он уже и с тремя ошибками начал писать, можно вспомнить про оценки. Потому что уровень твёрдой тройки достигнут.
Можно отталкиваться от него, но морально быть готовым, что любой новый материал или контрольная (в случае низкой стрессоустойчивости) может привести к откату на предыдущий уровень, и тогда снова стоит разобрать по навыкам, что усвоено, а в чём загвоздка.
А главное – внимательно и честно присмотреться к своему ребёнку и понять, что подходит ему, что замотивирует его. Может быть, это оценки, если он действительно легко справляется с программой. А если давно и прочно запутался в непонимании материала – тогда оценки пока подождут. Ваша поддержка тут – главное.