Плохого почерка не существует

№ 9, 2010
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Инесса ГОЛЬДБЕРГ
Содержание статьи:
Плохого почерка не существует

Почерк человека далек от стандартов школьных прописей? Вероятно, мы имеем дело с незаурядной личностью! Во всяком случае, именно так утверждают графологи. Так надо ли ругать ребенка за то, что он пишет «как курица лапой»?
Ни в коем случае! – считает руководитель Школы графоанализа Инесса Гольдберг. – Если ребенок не страдает серьезными проблемами моторики и координации, но его почерк, с точки зрения взрослых, «ужасен», причины надо искать в психологической плоскости. Просто так почерк не портится. И если, не разобравшись с причинами, насильно заставлять школьника вырисовывать буквы, к возможным его психологическим травмам добавится дополнительная беда – стресс из-за недовольства родителей.
Единственное требование к почерку должно сводиться не к каллиграфии, а к относительной читабельности – именно
в этом главная функция почерка.

— С точки зрения графологии, «плохой» или «хороший» почерк предопределены?

— Нужно сразу оговориться: в графоанализе нет общего понятия «хорошего» или «плохого» почерка. Личность формируется, во-первых, из врожденных, а во-вторых, из приобретенных в процессе воспитания факторов. И почерк – лишь отражение этого комплекса, своего рода «материальный носитель» психофизических особенностей индивидуума.

Сигнал тревоги

Любая личность может меняться как в сторону развития, так и в сторону деградации. И почерк следует за этими изменениями.

— Можно ли на простых примерах объяснить родителям, какие элементы почерка свидетельствуют о проблемах со здоровьем или психологических трудностях?

— Почерк транслирует психофизическое состояние, однако медицинские диагнозы по нему не стоит ставить. Опишем те явления, которые должны зажечь «красную лампочку»: заставить присмотреться к ребенку, а то и показать его врачу или психологу. И прежде всего, это отсутствие нажима или очень слабый нажим. Переверните лист бумаги – если нажим имеется, он почувствуется на ощупь. Нажим – ресурсы энергии, витальности, физических и психических сил и сопротивляемости личности.
Обратите внимание на размер букв. «Бисерный» почерк и несбалансированность записанного и незаписанного пространства («белые дыры») могут означать не просто интровертированность, а уход в себя, острое чувство одиночества, ощущение изолированности. Часто такое явление присуще примерно 11-летнему возрасту. Затем это переживается, и размер букв начинает расти. Если нет – возможно, ребенок нуждается в вашей поддержке и помощи.
Также важна форма букв. Узкие и скукоженные в сочетании с неспонтанным, не беглым почерком часто свидетельствуют о чрезмерном психологическом напряжении, негативе, аутоагрессии, конфликтности или неврозе.
Если буквы практически нечитабельны (не путать с «некрасивостью»), можно говорить о больших сложностях в социальной, коммуникативной, межличностной сфере.
Также обратите внимание на «рваные» левые поля, хаос на листе (дезадаптация), очень неровные строки и резкие перепады в разных элементах, в том числе и нажиме.

— Связан ли почерк с уровнем грамотности?

— С уровнем грамотности почерк может быть связан лишь опосредованно. И дело не в том, что кто больше пишет, тот грамотнее: есть и взрослые люди, давно достигшие так называемой «графической зрелости», но пишущие с ошибками. Но есть и особые случаи, когда мы сталкиваемся не совсем с неграмотностью, а с расстройствами, которые называются дисграфия или дислексия: человек может быть очень умным и сообразительным, старательным, но сбой восприятия на физиологическом уровне заставляет путать буквы, писать их зеркально или пропускать.

Нюансы анализа

Существуют специальные условия подачи материала на графический анализ. Их немного: чистый лист формата А4 и шариковая ручка.
А вот объем и содержание должны быть полностью произвольны.
— Если человек затрудняется написать и пару строк, это нужно для себя отметить и затем дать ему какую-то общую тему: «Напишите о своем хобби, о любимой книге» и т. п. Это поможет получить больше материала, чтобы
избежать случайных факторов, – говорит Инесса Гольдберг. – Главное, чтобы текст шел свободно, нельзя диктовать или давать списывать с книги.

— Бывают ли абсолютно идентичные почерки?

— Как и людей, к которым применимы некие классификации (психотипы, типы темперамента и т. д.), так и почерки возможно классифицировать по группам. Но почерк – отражение индивидуальности, с только ей присущими пропорциями сильных и слабых сторон, особенностями или проблемами. Это «отпечаток» психофизического профиля личности. Кстати, об отпечатках пальцев.
В моей школе графоанализа обучаются эксперты-криминалисты и почерковеды, они говорят, что представить не могли, насколько тонким психологическим «барометром» является почерк.

— Можно ли по почерку определить левшу?

— Единственная значительная для графоанализа особенность левшей – это угол наклона.
Важно сказать, что к левшам применимы все общие правила анализа, единственное – с «воображаемым» сдвигом наклона в 10–15 градусов.

— Педагоги уверяют, что в 4–5-м классах поголовно все дети начинают себе придумывать оригинальный почерк. Может ли это «обмануть» графологию?

— Думаю, речь идет не о том, чтобы кого-то «обмануть». Просто это возраст начала подростковых внутренних конфликтов. Это нормально, что, вырастая, дети пытаются осознавать себя, думать о своем имидже и внешности (о форме, а не о содержании, т. е. продуктивности почерка). Чаще это свойственно девочкам, но и мальчики порой копируют почерк друзей или учителей.
Но и по такому почерку мы сможем о многом судить. Ведь из придуманного и скопированного остается только то, что ближе и комфортнее (эстетически и психомоторно) личности, оно становится родным неспроста – значит, в этом была потребность.

Рисунок: Вивиан дель Рио