Дислексия

Дислексия

Как понять, что с твоим любимым и таким прекрасным ребёнком что-то не так? Первые звоночки начинаются лет в пять. Почему-то попадать по мячу или выполнять движения, требующие координации, ему сложно. Хотя ребёнок при этом довольно подвижный. Но ловкость как будто не развивается. А потом то же самое начинает происходить с освоением чтения.

Процесс идёт крайне медленно. Снова как будто пробуксовывает. Стандартные методики обучения не срабатывают. При чтении не воспринимаются некоторые буквы, страдает слогосложение. Многие слова просто не понимаются. К ним относятся все вопросы: «Как?», «Что?», «Кто?», союзы. И впоследствии то же начинает происходить с математикой. Ребёнок не может запомнить, что такое числитель, знаменатель, сумма и т. д. Формулы для него – совершенная абстракция. Считается, что дислексик мыслит образами. И любой символ, не подкреплённый картинкой в голове, для него не воспринимаем. Именно поэтому чтение становится адской мукой. Выпадающие буквы, союзы, абстрактные понятия приводят к непониманию текста.

Устное народное творчество?

В отечественной классификации дислексией называют проблемы, связанные с чтением. Западные коллеги рассматривают этот феномен более широко: проблемы с чтением, математикой, орфографией, ориентацией в пространстве и во времени, координацией движений, концентрацией внимания. Но при этом – абсолютно сохранный интеллект, нет проблем со зрением и слухом. Такой ребёнок всегда отличается склонностью к каким-либо видам творчества, замечательно воспринимает информацию на слух, оригинален в суждениях и восприятии этого мира. Наверное, неслучайно многие дислексики, несмотря ни на что, получили высшее образование (и не одно) и, например, разработали авторские методики по коррекции этой уникальной, но так отравляющей учебную жизнь особенности. Пол Деннисон, Рональд Д. Дейвис (автор книги «Дар Дислексии»). А также Уолт Дисней, Стивен Спилберг, Томас Эдисон и даже Нельсон Рокфеллер!

Жизнь без правил

Именно потому, что ребёнок то блещет знаниями (чаще всего воспринятыми на слух), то 40 минут не может решить задачу, которую вчера разбирали, мы, взрослые, искренне считаем, что он просто ленится, издевается или тормозит. Но это не так! Каждый дислексик пытается выкрутиться из своего печального положения и изобретает свои способы учёбы. Но они требуют времени и выматывают. Например, мы видим выражение 2+4=х. Дальше мы видим следующий пример: х=5+6. Для обычной логики второй пример не отличается от первого ничем, кроме написания. Принцип решения тот же. Но для дислексика это два совершенно разных примера. Он впадает в ступор и не может решить пример. Если ему объяснят – он запомнит, но как отдельный способ решения для уравнений, выглядевших, как второе. Связи между первым и вторым так и не возникнет. И в следующий раз снова будет ступор: мозг будет искать информацию, сопоставлять. На это уйдёт время. Поэтому в самостоятельной из 5 заданий решается 2 или 3. И даже если всё решено правильно, в итоге получит ребёнок в лучшем случае тройку (а скорее всего, двойку) и снова ощутит себя полным ничтожеством.

На всё нужно время

На Западе ученикам с таким диагнозом дают время, позволяют прослушать аудиозапись задания и, конечно, отмечают малейшие успехи. У нас, к сожалению, такой подход возможен только в частных школах или на домашнем обучении. Поэтому очень важно, чтобы родитель дислексика понимал, что происходит. Надо не ждать, когда само рассосётся, а при первых признаках дислексии обращаться к специалистам. Обычный логопед не поможет: нужен дефектолог, специализирующийся на проблематике дислексии. Многое в её коррекции основано на технологиях управления собственным вниманием. Есть также оригинальные и довольно эффективные подходы, предлагающие лепить определённым образом сложные слова (понятия, формулы и всё, что вызывает затруднение). Метод Дейвиса, например. Также способствуют формированию важных нервных связей занятия с нейропсихологом. Коррекция потребует времени. Но ничто не работает без позитивного подкрепления со стороны взрослых. Очень важно, чтобы родитель понял, какие именно дислексические особенности у его ребёнка, и был готов отмечать любые его достижения. Прочитал на строчку больше и всё понял – это прогресс. Сделал на самостоятельной четыре задания вместо обычных трёх – это прогресс (и неважно, что получил 2 или 3 из-за ошибок). Прогресс в увеличении скорости, а значит, в лучшей концентрации внимания.

Дайте ему выиграть!

Следующий шаг – серьёзно поговорить с педагогами. Попросить их тоже отмечать прогресс и не ставить ребёнка в заведомо проигрышные ситуации. Например, чтение вслух даже после коррекции не будет сильной стороной такого ребёнка, не говоря о чтении на скорость. Да и быстрый устный счёт вряд ли когда-либо получится. Но высказать собственное мнение по прочитанному (чаще – прослушанному в аудиоисполнении) материалу ребёнок сможет легко. А если дополнительно дать ему немного времени на перемене – и пресловутую самостоятельную работу он напишет до конца. Также важно сказать педагогам, что вы гарантируете выполнение домашнего задания и поиск эффективных методов коррекции.

Ещё важно отдавать себе отчёт в том, что учебная деятельность может так и не стать для вашего ребёнка источником положительных эмоций. И если вся его жизнь будет состоять из школы, уроков и репетиторов, то этот путь может привести к депрессии и улёту в виртуальный мир как наиболее доступный источник радости. Очень важно поддерживать те интересы и устремления ребёнка, в которых он успешен. Рисунок, танцы, театральная студия, походы, спорт, роботехника… Главное, чтобы в этой сфере сочетались успешность и радость. А мы как родители, гордились бы ребёнком в этой области.

Быть родителем ребёнка с дислексией не просто. Приходится больше включаться в процесс воспитания, сталкиваться с собственными страхами, с восприятием ребёнка как больного. Но это не так. Надо вместе с ним искать свой путь поддержки его и себя. Ваша награда – человек, ощущающий себя абсолютно полноценным, и выбирающий дорогу по душе.