Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.
Личность и жизнь учителя для учащихся – модель и образец пути со-хранения здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости. Здоровый учитель – это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно – позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменение логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.
Для организации благоприятного климата на уроках для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет, я использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и нахожу такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Предлагаю пути сохранения здоровья учеников начальной школы в рамках урока.

  1. Комфортное начало и окончание урока;
  2. Необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения;
  3. Объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно — ориентированного обучения;
  4. Включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя.

Релаксация

Релаксация — это расслабление после напряженной умственной дея-тельности. Цель её — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые элементы релаксации, которые я применяю на начальном этапе обучения.
Зарядка с использованием движения, песен, танца. Эта форма ре-лаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное на-пряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная нелов-кость.
Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением. Первое время такую зарядку я провожу сама, далее это показывают физорги класса, но необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво. Подобные упражнения прекрасно развивают эстетический и музыкальный вкус.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Игра «Здравствуй»

— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
— Посмотри— ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).

Игра-пантомима

а) При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученики у доски, выполняют это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита;
б) При изучении темы «Животное» изобразить животное движением, мими-кой, голосом, жестами;
в) При изучении темы «Режим дня» изобразить действия, которые выполняются обычно утром, вечером и т.д.
г) Ролевая игра-пантомима.
На уроке окружающего мира по теме «Бюджет семьи» озвучиваю ситуацию: в магазине ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея русским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.
Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вы-зывают положительные эмоции на уроках.

Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.
Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные. Пение снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несёт огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения.
В целях релаксации можно и слушать, и разучивать, и исполнять песни.
Исполнение песен может сопровождаться различными движениями. Можно исполнять их также и сидя, положив руки на плечи друг другу и слегка покачиваясь то в одну, то в другую сторону. Однако петь лучше всего стоя, так как при этом не сдавливаются органы грудной клетки и брюшной полости.
Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух, и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песни подбираю к теме урока. Например, изучая таблицу умножения, мы учим песню «Дважды два-четыре» Владимира Шаинского.

Новизна и не традиционность учебного материала

Ожидание необычного, особая заинтересованность, также служат целям релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызывать знакомство с новыми персонажами, журналами, рассказ о каком-либо городе, стране и т. д.
При знакомстве с учебным материалом учитель учит школьников воспринимать речь на слух, ставит задачи, предлагает специальные упраж-нения. Он апеллирует к произвольному вниманию учащихся. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости напряжения и начинающийся словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное или раскрою секрет», — не носит учебного характера, а строится на понятном для учеников языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Такое сообщение длится на 2-3 минуты.

Шутливые истории на уроке

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию уча-щихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю учебный материал забавно, используя смешные игрушки, картинки, связываю это с темой урока.

Аутогенная тренировка

Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё отойти от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них не-обходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я исполь-зую элементы аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка (AT) — это система приёмов, саморегуляции функ-ций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм. Центральной задачей AT является овладение собственными эмоциями. Обычно провожу AT в течение 3-5 минут, при необходимости в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем — повышением работоспособности. Прежде чем приступить к AT, я уменьшаю — освещённость кабинета, включаю тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо расслабиться. Я прошу их слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бёдер, кисти свободно свесить. То есть принять «позу кучера».

Расслабление

Очень важно привести к расслаблению мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Отдыхает все тело. Дыхание спокойное. Я прошу учащихся не отвлекаться на посторонние мысли.

Чувство тяжести

Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках — в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости.

Чувство тепла

Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему.

Заключительная часть

Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

Зарядку для глаз провожу, когда дети работают за компьютерами. По ФГОС мы работаем не реже одного раза в неделю. В классе у нас на стенах и потолке висят геометрические фигуры, к помощи которых я обращаюсь во время зарядки для глаз.

  1. Быстро поморгать и посмотреть на красный квадрат или на оранжевый треугольник.
  2. Движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой.
  3. Круговые движения глазами по часовой стрелке и против.
  4. Движение глазами по периметру квадрата (на четыре счета).
  5. Движение глазами по очертанию цифры 8, но с острыми углами.
  6. Движения глазами по дуге — выпуклой и вогнутой.
  7. Движение глазами по периметру ромба.
  8. Движения глазами вертикальные дуги: вначале по часовой стреле, потом – против.
  9. Зажмуривание глаз изо всех сил, потом широко раскрыть («взгляд испуганного человека»).
  10. Моргать веками подобно тому, как машет крылышками бабочка.
  11. Переводить взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  12. Свести зрачки к переносице, приблизив при этом указательный палец к носу.
  13. Делать движения глазами от левого нижнего угла к правому верхнему и наоборот – от правого нижнего к левому верхнему углу.
Выполнив комплекс, закрыть глаза и в течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Рекомендации по окончанию урока

Любой урок заканчивать:
  • «выбрасыванием» усталости;
  • «умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;
  • потягиванием.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.
И в заключение, я хочу заметить, что для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Литература:

1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.
2. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6
3. Электронный ресурс –URL: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/zdorov/33-komp-zdor/144tehnologiya.html (дата обращения 17.06.2013).