Мир будущего первоклашки

Мир будущего первоклашки

При поступлении в первый класс детям обязательно задают несколько вопросов общего характера: об их поле и возрасте, о составе семьи и работе родителей, о природе и об окружающем мире. Зачем? И стоит ли тратить время на обсуждение очевидных вещей?

Однако нередко бывает так, что, бойко прочитав пару фраз и лихо решив логическую задачку, рассказав длинное стихотворение, маленький «абитуриент» не понимает простых вопросов:

— Как зовут маму?
— Мама.
— Как узнать, что наступила осень?
— С дачи вернулись!

С точки зрения учителей, отсутствие у ребёнка представлений о себе и мире вокруг – так называемых фоновых знаний – больший пробел в подготовке, чем ошибки в устном счёте или не слишком ловкие пальчики. Детсадовцам проще: программа дошкольного образования эти моменты учитывает. Домашним детям понадобится помощь взрослых: не стоит надеяться, что нужные знания будут получены из воздуха. Итак, начинаем разговаривать о важном…

Дошкольник по природе своей эгоцентричен: ему важно то, что так или иначе имеет к нему непосредственное отношение. Он мысленно ставит самого себя в центре мироздания. А остальные объекты и явления окружающего мира располагает вокруг себя, приближая или удаляя их по степени значимости. Получается система концентрических кругов.

Круг первый. Я сам

К первому классу все хорошо понимают, кто они такие, однако стоит убедиться, что ребёнок знает:

  • свое полное имя и дату рождения;
  • домашний адрес и телефон.

Будущий первоклашка должен уметь внятно и толково рассказать:
  • о своих увлечениях и любимых занятиях;
  • симпатиях и антипатиях;
  • друзьях по детскому саду и двору;
  • распорядке дня и т. д.

Кроме того, ребёнок к шести годам должен иметь чёткое представление о своем теле:

  • знать названия частей тела;
  • хотя бы в общем представлять себе их функции.

Круг второй. Моя семья… и другие звери

К 1-му классу ребёнок, конечно, знает, кто входит в его семью. Но его могут расспросить о возрасте домашних и их профессиях. И тут начинаются трудности. Дети часто с трудом представляют себе, где работают их родители, и уж тем более редко понимают, чем именно они занимаются в загадочном «офисе».

Поэтому подробно рассказываем о своей работе:
  • как правильно называется ваша профессия;
  • как называется место вашей работы;
  • в чём заключатся ваши служебные обязанности.

Совет: Если это возможно, отведите ребёнка к себе на работу. Если такой возможности нет, подберите подходящие фотографии, расскажите, чем занимаетесь на работе вы и другие сотрудники.

Часто вопросы учителей связаны с родством: кем ты приходишься бабушке? А папа маме? А папа дедушке?.. Чтобы разобраться в хитросплетениях семейных отношений, можно нарисовать маленькое генеалогическое древо, наклеить на него фотографии домочадцев и подписать, кто кому кем приходится

Совет: даже если вы и ваш ребёнок справедливо считаете любимого лабрадора полноправным членом семьи, не стоит говорить об этом всерьёз. Убедите будущего первоклашку, что подразумевается лишь кровное родство!

Круг третий. Мир вокруг меня.

Эрудиция современных дошкольников существенно отличается от кругозора их сверстников 20–30-летней давности. Обилие детских энциклопедий, развивающие телепрограммы и Интернет делают своё дело. Однако нередко шестилетку, уверенно рассуждающего о видах доисторической фауны и чёрных дырах, ставит в тупик простейший вопрос о признаках смены времён года или о названии протекающей по соседству речки. Но именно базовые представления о мире, понимание причинно-следственных связей между простейшими природными явлениями и говорят, с точки зрения педагогов и психологов, о готовности к школе. Это как раз те самые фоновые знания, опираясь на которые, учитель строит учебный процесс в первом классе.

Представления о пространстве

Будущий первоклашка должен знать:

  • как называется город и страна, где он живёт;
  • какие природные объекты находятся по соседству (лес, парк, водоём, гора) и как они называются;
  • какие животные и птицы обитают в вашей природной зоне;
  • какие главные достопримечательности есть в вашем городе.

Представления о времени

Убедитесь, что ребёнок в курсе:

  • что такое часы и как ими пользуются;
  • сколько часов в сутках;
  • как называются времена года и месяцы, какие месяцы к какому времени года относятся;
  • по каким признакам мы определяем наступление времени года (изменения в природе, поведение животных и птиц, изменение температуры воздуха).

Совет: учите малыша осознавать простые причинно-следственные связи: птицы улетают на юг, потому что им холодно, деревья качаются оттого, что дует ветер, лёд тает, потому что нагревается.

  1. Не пожалейте времени, чтобы понаблюдать за сезонными изменениями в ближайшем к дому лесопарке.
  2. Познакомьтесь с живущими там птицами и мелкими животными (белками, ежами, лягушками и т. д.).
  3. Проведите несколько «лабораторных работ»: превратите воду в лёд или пар, вырастите кристаллы из поваренной соли, прорастите на подоконнике фасоль или пшеницу.