Портрет будущего первоклашки

Портрет будущего первоклашки

Вашему ребенку пять лет. Вроде еще совсем кроха, а уже не за горами учеба… Этот последний предшкольный год – время родительских тревог. Будет ли ребенок к апрелю, когда проходят вступительные собеседования, соответствовать всем тем требованиям, которые современная школа предъявляет будущему первоклашке?
Однако, как показывает опыт, у мам и пап подчас довольно туманные представления о том, чего можно и нужно ждать от ребенка на пороге первого класса. И потому нередко при подготовке к школе акцент делается на вещах второстепенных и даже вредных. А то, что является гораздо более важным, подчас остается вовсе без внимания.
Привести родительские ожидания в соответствие с реальностью и составить своего рода портрет будущего первоклашки нам поможет наш постоянный эксперт, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких.


Ожидания родителей: Моего ребенка спокойно можно отдавать в школу в шесть лет и даже раньше: он прекрасно развит, ему уже просто нечего делать в детском саду!

М. М. Безруких: Чтобы ребенок смог сосредоточенно работать в течение, как минимум, четырех уроков, он должен быть готов к школе не только интеллектуально, но и функционально. Показателем функциональной готовности является, во-первых, начало смены молочных зубов, а во-вторых, так называемый филиппинский тест, когда ребенок через голову должен дотянуться до мочки уха. Обратите внимание: за год до школы трудно прогнозировать, произойдет ли это до первого сентября – дети растут неравномерно, скачкообразно. Однако если к моменту начала учебы ребенку будет существенно меньше шести с половиной лет, будьте готовы к тому, что в школу он, возможно, отправится только через год.


Ожидания родителей: Мой ребенок очень спокойный и сосредоточенный: в шумные игры сверстников не ввязывается, возится один со своими игрушками. Я думаю, с таким характером он станет лучшим учеником.

М. М. Безруких: Социальная зрелость для будущего первоклашки не менее важна, чем физиологическая. Если к моменту поступления в школу у ребенка нет опыта общения со сверстниками, у него могут возникнуть серьезные проблемы:

  • он не представляет себе, что такое совместная работа, потому что не привык играть по правилам, которые устанавливает кто-то другой;
  • у него может быть очень завышена самооценка, потому что ему не приходилось сравнивать себя с другими детьми;
  • не имея опыта коммуникации в детском коллективе, он будет глубоко переживать конфликты и неурядицы, без которых невозможна школьная жизнь, и это также может помешать нормальной учебе. Если к пяти годам ребенок не научился общаться со сверстниками, если каждый контакт заканчивается ссорами и слезами, если он избегает детского общества, нужно уделить этому особое внимание.
Необходимо, чтобы ребенок научился взаимодействовать не только с детьми, но и с чужими взрослыми: не теряться, не стесняться, не прятаться за мамину юбку, но и держать дистанцию, отвечать на вопросы, выполнять инструкции.
Обратите внимание: детский сад – отнюдь не гарантия социального развития. Ведь и в саду ребенок может избегать контактов, копаясь в одиночестве в песочнице или катая в уголочке свою машинку. А «домашний» ребенок, в свою очередь, может обладать вполне достаточным социальным опытом, если он активно играет с другими детьми на площадке, на даче, ходит в кружок или студию, если у него, наконец, есть братья и сестры.

Ожидания родителей: У нашего ребенка великолепно развита координация движений: он отлично ездит на велосипеде, занимается фигурным катанием. Так что проблем с письмом у него быть не должно.

М. М. Безруких: координация больших движений имеет очень косвенное отношение к мелкой моторике. Поэтому в период от 5 до 6 лет обязательны занятия с ребенком по развитию графических умений. Можно воспользоваться для этого подготовленным Институтом возрастной физиологии РАО пособием «10 простых шагов к красивому и правильному письму».
Обратите внимание: следует насторожиться, если к 5 годам ребенок не любит и отказывается рисовать, если его графические навыки не соответствуют возрастным нормам. В этом возрасте нужно точно копировать геометрические фигуры, соблюдая их пропорции, линии должны быть ровными, неразорванными, углы – четкими.

Ожидания родителей: За год до школы мы начали учить ребенка писать по прописям – так ему будет проще в 1-м классе.

М. М. Безруких: Научиться хорошо писать пятилетний ребенок по определению не может, он еще для этого не созрел, а переучить ребенка, когда у него уже сформировался неправильный почерк, практически невозможно. Кроме того, дети воспринимают задачу деятельности по формальным признакам, и вряд ли первоклашка заинтересуется написанием крючочков на уроке, если он уже знает, как пишется буква «а». Ребенок, скорее всего, решит: я уже это знаю, я это умею. А на самом деле это поверхностное знание и никакого умения. Не стоит специально заставлять ребенка учиться и чтению. Хотя, конечно, если он научился читать самостоятельно, запрещать тоже незачем. Нужно поддерживать, но продолжать ему читать вслух.

Вивиан дель Рио Ожидания родителей: Мой ребенок прекрасно эрудирован, знает наизусть детскую физическую энциклопедию, помнит столицы всех государств. Он непременно будет отличником.

М. М. Безруких: Действительно, встречаются дети, которые держат в голове огромный запас информации. Но это нисколько не помогает им в учебе, поскольку они не умеют ее применять, выстраивать причинно-следственные связи. Подготовка к школе должна быть комплексной. Вместо того чтобы забивать голову ребенка ненужными сведениями, гораздо полезнее заниматься развитием речи, моторики, внимания, зрительно-пространственного восприятия. (Об этом см. материалы рубрики «Дошколенок» в №№ 10–12 за 2009 год, а также №№ 1–7 за 2010 год).
Главное – правильная организация! Чтобы любые школьные задачи были по плечу первоклашке, у него должна быть сформирована организация деятельности.

Рисунки: Вивиан дель РИО