Суоми – страна «ботанов»

№ 8, 2009
Рубрика: Зарубежный опыт
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Суоми – страна «ботанов»

Где живут самые грамотные в мире школьники? Оказывается, в Финляндии. Таковы результаты очередного исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. В Европе эта программа известна как (уж извините за аббревиатуру) PISA – Programme for International Student Assessment. Так вот, эта самая PISA каждые три года проводит соответствующие исследования среди школьников 15–16 лет. И, согласно последним результатам, именно ученики из страны Суоми – рекордсмены по грамотности, а также в области естественных наук, математики, чтения и компетентности в решении проблем. Как же финнам удалось достичь столь высоких результатов?

Равные возможности

Реформирование финской системы образования стартовало в начале 70-х годов прошлого века. И не прекращается до сих пор.
Одно из достижений – финские родители не ищут для своих детей школу получше и попрестижнее, а отправляют в ту, что ближе к дому. Дело в том, что, согласно той же PISA, разница в результатах между школами Финляндии – одна из самых маленьких в мире. То есть в Суоми градации на «элитные»
и «обычные массовые» учебные заведения не существует в принципе. Школа она и есть школа. Бесплатная для всех (обучение в немногочисленных частных также является бесплатным).

Раз ступенька, два ступенька…

В финской школе две ступени: обязательное образование (9 лет) и потом 3 года учебы – либо в гимназии, либо в профессиональном учебном заведении. Можно, конечно, и сразу пойти работать. Но 96 % финских юношей и девушек учебу продолжают. В гимназии и профучилища подростки поступают на основе аттестата за 9 лет учебы.
Причем на выбор учебного заведения влияют не только оценки в аттестате, но и финансовое положение в семье. Дело в том, что если в основной школе учебники бесплатные, то в гимназии стоимость обязательного комплекта учебных пособий – примерно 500 евро в год. И заплатить всю сумму необходимо сразу, что просто отсекает часть выпускников. Отчасти выходом из положения являются б/у комплекты – они дешевле вполовину.
После окончания учебы выпускники гимназий сдают ЕГЭ, а те, кто закончил училище, – экзамен на профессиональную квалификацию. И потом возможности у выпускников гимназий шире – они могут или поступить в один из 20 финских университетов, или в политехнические институты. Последние также готовы принять и выпускников профучилищ. В университете, чтобы получить степень магистра, учатся в среднем 6 лет. В политехнических вузах (на выходе – степень бакалавра) – 4 года.

Условия обучения

Но вернемся в основную школу Финляндии. В 1-й класс здесь дети идут с 7 лет. У них 4–7 уроков в день. Кроме учителя, за каждым классом закреплен воспитатель. Каждому ученику в Финляндии гарантируется горячее питание (на 2 евро в день). Единой обязательной формы не существует, но в частных школах она может встречаться (клубные пиджаки, например).
Учителя и ученики в финских школах традиционно обращаются друг к другу по именам.
Процент внешкольных занятий – кружков, секций и т.п. – очень невелик. И не слишком развита система поддержки одаренных детей. Зато ребята с ограниченными возможностями (если им позволяет здоровье) учатся в обычных школах. Государство стремится интегрировать в общую систему образования даже школы для умственно отсталых детей. А еще в финских школах есть такое понятие, как «школьный помощник». Как правило, в его роли выступают отличники, которые подтягивают отстающих. А вот платные уроки и репетиторство запрещены.
С 3-го класса здесь в обязательном порядке начинают изучать иностранный язык. Примерно с 7-го – второй язык. В гимназии – третий. В результате хотя бы на английском легко общаются все молодые жители страны. А многие – и еще на одном-двух.
Интересный нюанс. В отличие от России, например, где максимальное количество средств вкладывается в развитие высшего образования, в Финляндии больше всего тратят на образование подростков – учеников 12–15 лет.
Отдельная тема – дети иммигрантов. В каком бы возрасте они ни приехали в Финляндию, первый год пребывания в стране им придется изучать только один предмет – финский язык.

Учителя

В Финляндии очень ценят работу педагога. По-этому зарплата молодого учителя – около трех тысяч евро. Вне зависимости от количества учеников.
И это при средней по стране зарплате около 2500 евро. Но не спешите восклицать: «Да мы бы!.. Да за эти деньги бы!..»
Стать учителем в Финляндии не так-то просто. Во-первых, нужно получить высшее образование. Причем иметь степень бакалавра недостаточно – только магистр! И это для работы на любой ступени обучения. Во-вторых, педагогические факультеты университетов могут принять лишь 12 % от желающих там учиться. То есть отбирают самых-самых.
И примерно треть из них (в начальной школе меньше, в старшей – больше) – мужчины. Потом эти педагоги имеют возможность самостоятельно разрабатывать свои собственные учебные планы – система образования основана на доверии, а не на контроле.

Шкала оценок

Кстати, о контроле. Оценок в цифрах финским ученикам не ставят до 5-го (а в некоторых школах – и до 8-го!) класса. Все, что допустимо раньше – это устные похвалы и замечания. Считается, что данный факт способствует развитию в ребенке способности к самооценке. Что, в свою очередь, поможет в дальнейшем развиваться и строить карьеру. Шкала оценок – от 4 до 10. Причем к цифре дают обязательную устную оценку. А раз в году каждый ученик приводит маму или папу на приватную беседу к учителю. Втроем они обсуждают успехи и недостатки ребенка.

Самая читающая страна

Что касается грамотности, тут нет никаких неожиданностей: просто современная Финляндия – одна из самых читающих стран! Здесь развита широчайшая сеть библиотек. Правда, финская молодежь читает, в основном, комиксы (они вообще очень популярны, и Финляндия даже одной из первых в Европе стала публиковать комиксы на страницах газет).
А вот у посла Финляндии в РФ Матти Анттонена насчет причин финской грамотности свое частное мнение. Он уверен: ей, кроме прочего, способствует то, что иностранные фильмы на финском ТV идут с субтитрами: «Дети, которые еще плохо знают чужие языки, но силятся понять, что происходит на экране, просто вынуждены быстро и много читать!»