Игры с разумом

№ 11, 2006
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Юлия ВАСИЛЬКИНА
Игры с разумом

Конечно, речь идет о виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только «загрузить» игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.
Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек – супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже…
Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.


Что такое «игромания»?
Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.
Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто бывают агрессивными, особенно если что-то или кто-то мешает им заняться «любимым» делом, то есть игрой. Выигрывая, они находятся в состоянии эйфории, которое очень скоро сменяется тревогой: нужно снова сыграть, чтобы получить энергетическую «подпитку».
Игроманы могут проводить за компьютером все свое свободное время (иногда по 10 часов в день), перестают интересоваться всем, что не имеет отношения к игре. Из-за этого начинают рушиться отношения с близкими, друзьями, одноклассниками, коллегами. Подросток «уходит» в виртуальные, придуманные миры, в которых сам является выдуманным персонажем.
Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация).
Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру…
В компьютерной игре человек может одновременно и«выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.
Второе условие формирования игровой зависимости – удоволь­­ствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость…
Все мы, наверно, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека.
Психологи выделяют два типа людей: «экстерналов» и «интерналов». Однако в чистом виде оба типа встречаются редко. Обычно в каждом из нас есть что-то и от «интернала», и от «экстернала».
«Экстерналы» полагают, что от них самих в жизни мало что зависит, что всем заправляет судьба. В неудачах они склонны обвинять других или коварное стечение обстоятельств.
«Интерналы», напротив, рассчитывают только на себя. Они более ответственны и стараются сделать все, что в их силах. Причиной неудач считают собственные ошибки.
«Интерналы» более успешны в жизни, так как склонны не ждать чуда, а действовать. Они более оптимистичны, решительны, трудо­­способны.
Развитию компьютерной зависимости подвержены «экстерналы». Подумайте, к какому типу относится ваш ребенок? Кого он обвиняет в неудачах? Как часто он мечтает о спасительном чуде, способном разрешить любые проблемы? Может ли он приложить усилия для достижения цели или бросает начатое на полпути?
На формирование экстернальных и интернальных склонностей ребенка часто влияет поведение родителей. Подумайте, не подаете ли вы детям пример того, как поступать не нужно?
«Моего сына как подменили, – рассказывает мама 11-летнего Максима, – всегда веселый, общительный, он вдруг замкнулся в себе. Раньше с улицы не дозовешься, все в футбол с друзьями гонял, а теперь целыми днями за компьютером. Глаза горят у него, только когда он смотрит на экран и стреляет в монстров.
Конечно, может, и я виновата: недавно с мужем развелись, все переживания в себе держу, но душевных сил нет ни на что…»
Компьютерной зависимости больше подвержены подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо выиграть огромную сумму денег, либо почувствовать себя в роли героя-победителя в виртуальной битве.
Есть еще один фактор, который может породить игровую зависимость, – степень внушаемости подростка, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле.
Обычно в сети компьютерных «стрелялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру.
Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на рекламные лозунги, поощряйте в нем инициативность. Это лучшая профилактика игровой зависимости.
«Моя Люда всегда была стеснительной и тихой, – рассказывает Лена, мама 13-летней девочки, – поэтому и подруг в школе у нее почти нет, а те, что были, общаются теперь с теми, кто побойчее.
Но недавно Люда увлеклась компьютером, сайтами и чатами для подростков. В любую свободную минуту – к компьютеру, даже уроки и домашние обязанности иногда забрасывает. А когда я начинаю ругаться, говорит: «Ты ничего не понимаешь. Там – мой мир и мои настоящие друзья…»
Если ребенок неконтактен, не умеет налаживать и поддерживать отношения с друзьями и одноклассниками, часто бывает одинок и его часто отвергают – это очень тревожный симптом.
Дети, которые сталкиваются с подобными проблемами, стараются компенсировать недостаток реального общения за счет переписки в Интернете, общения на различных форумах, в чатах под вымышленным именем. Часто подростки даже выдают себя за других людей, моделируют свою судьбу.
С одной стороны, это неплохо, ведь ребенок пробует вести себя не как обычно, открывает в себе новые способности, что может пригодиться в реальной жизни.
Но, к сожалению, если подросток уделяет время только виртуальным друзьям, это обедняет его жизнь еще больше и постепенно приводит к потере реальных отношений.
В «группе риска» находятся и те дети, которые мечтают стать лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно надо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.


Симптомы зависимости
1. Большую часть свободного времени (6–10 часов в день) ребенок проводит за компьютером.
У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
2. Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.
3. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.
4. Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.
5. Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.
6. Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.


Легче предотвратить,чем лечить
Игровую зависимость, как, впрочем, и любую другую, легче предотвратить, чем лечить.
К сожалению, родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой – лучше, чем гулять непонятно где на улице. Не дай бог, попадет еще в плохую компанию! Нет уж, пусть лучше играет, полагают некоторые папы и мамы. Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, к проблемам в половой сфере из-за чрезмерного облучения еще только формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности.
Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: подростки начинают воспринимать реальный мир как угро­­-
зу, считая врагами даже своих близких.


Семья против компьютера
Общайтесь со своим ребенком «на одной волне».
С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проб­­лемы.
Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.
Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.
Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.
Второе: ограничьте время за компьютером.
Врачи-офтальмологи считают, что ребенок 8–9 лет может проводить за компьютером максимум 40 минут в неделю. Специалисты московского Центра виртуалистики при Ин­­ституте человека РАН выяснили: наиболее ответственный период развития психики чело­­века – возраст от трех до пяти лет.
Постарайтесь в этом возрасте оградить ребенка от компьютерных игр и игр в автоматы. До 7 лет в компьютер можно играть не более 20 минут в день, по­­скольку в этом возрасте ребенок полностью идентифицирует себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться.
В возрасте 7–12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2–3 часа, но не ночью.После 12 лет наступает менее опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы.
Однако нельзя забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное – не позволяйте своему чаду играть в компьютер за 1,5–2 часа до сна и особенно ночью.
Третье: компьютер – во благо!
Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Например, уже младшие школьники могут готовить небольшие доклады для урока, используя информацию из Интернета.
Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь дер­­жать в домашнем компьютере «добрые» игры или игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки». Если у вас дома есть и агрессивные игры (часто ими интересуются папы, поэтому тяжело запретить ребенку в них играть), то ограничьте их время до 40–50 минут в день.
Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, не подпу­­скайте его и близко к монитору.
Четвертое: «как прекрасен этот мир, посмотри!» Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. К примеру, запишите мальчика в спортивную секцию, а девочку – в танцевальную.
Секция или студия может быть любой направленности, главное – чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, да что угодно!
Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города (пусть даже с экскурсией и всего на несколько дней или даже часов), чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.


Как лечить игромана?
Вероятно, общения с психологом в этой ситуации будет недостаточно. Обратитесь к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства.
Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты. Скорее всего, преодолеть уже сформировавшуюся зависимость собственными усилиями родителям будет сложно. Не теряйте время и обратитесь к врачу.

Обсудить на форуме