Воспитание маленького императора

№ 5, 2007
Рубрика: Зарубежный опыт
Автор статьи: Анастасия ПУЛИЧ
Воспитание маленького императора

Когда-то в китайских семьях было много детей. Мао Цзэдун призывал брать пример с Советского Союза и повышать рождаемость. Теперь все по-другому. Из-за проблемы перенаселения страны китайским родителям стало очень сложно воспитывать больше одного ребенка официально. Для этого надо заплатить государству кругленькую сумму. В зажиточной провинции Чжэцзян, например, она доходит до $130 000.

С одной стороны, лозунг «В одной семье – один ребенок» решает многие проблемы. С другой стороны, на воспитании детей он сказывается не лучшим образом. Теперь каждый китайский школьник – это маленький император, центр вселенной своей семьи. Если на улице Шанхая вы встретите плачущего ребенка, не спешите его жалеть. Скорее всего, он не ушибся и не расстроился оттого, что кто-то из сверстников над ним посмеялся, а просто не получил того, чего хочет. Будьте уверены: пройдет буквально несколько минут – и гнев маленького императора сменится на милость, потому что прибежит мама с игрушкой или мороженым.

Китайские родители часто жалуются, что их дети вырастают эгоистичными и несамостоятельными. Однако они признают и свою вину в этом. Папа, мама, дедушки, бабушки постоянно опекают малыша. Неважно, хорошо ли себя чувствуют они сами, голодны ли они сами, главное, чтобы маленький император был доволен. Результат налицо: многие дети начинают помыкать взрослыми, капризничают, не стесняясь окружающих, а иногда ведут себя просто неприлично.

Одной моей знакомой «посчастливилось» преподавать английский язык шанхайским детям. Как-то к ней в группу привели нового мальчика лет четырех-пяти. На попытку преподавателя познакомиться он ответил плевком в лицо. Как потом говорила моя знакомая, ей повезло, что она носит очки. Мама попросила своего отпрыска извиниться и предложила девушке салфетку, однако никаких суровых воспитательных мер не последовало.

Чрезмерная опека продолжается и тогда, когда «ребенку» уже больше двадцати лет. Родители покупают юношам и девушкам квартиры в том же районе, а часто и в том же самом доме, где живут сами. Если сын или дочь уезжают учиться в другой город, мать и отец настаивают на том, чтобы по окончании учебного заведения дети вернулись в отчий дом.

Нередко родители устраивают за своего ребенка и его личную жизнь. По выходным в парках, даже в дождь, можно увидеть пожилых женщин и мужчин, которые собираются на «ярмарку женихов и невест». Они обмениваются информацией о своих детях и стараются устроить им встречу: ведь у молодежи совсем нет времени, чтобы заниматься этим самостоятельно.

Некоторые молодые китайцы действительно не способны обходиться без помощи родителей. Они привыкли, что мать и отец стирают им одежду, готовят еду и решают все проблемы за них. Действительно, трудно стать самостоятельным, когда родители готовы завязывать тебе шнурки на ботинках до тринадцати лет. А ведь в Китае можно увидеть и такое!

Однако, несмотря на все это, как только ребенок отправляется в школу, для него настают тяжелые времена. Каждый год в Китае выпускают огромное количество специалистов с высшим и средне-специальным образованием. И каждый из них должен бороться за рабочее место и доказывать работодателю, что именно он (или она) является лучшим кандидатом на должность. Поэтому китайские дети могут быть непослушными и капризными, но они обязаны учиться.

Все начинается в детском са­­ду, куда ребенка отдают обычно в пять лет. Здесь, как и в российских детсадах, детей готовят к школе. Некоторые малыши уже в этом возрасте начинают изучать английский язык. Однако далеко не каждая китайская семья может позволить себе оплатить такие занятия.

В школу дети идут в семь-восемь лет. Система образования в Китае несколько отличается от русской. Обучение в начальной школе длится шесть лет. За это время ребята должны научиться читать и писать на китайском языке, освоить азы математики. Кроме того, они начинают изучать китайскую литературу и обязательно английский.

Китайским детишкам уже в начальной школе гораздо сложнее, чем европейским. Чего только стоит их родной язык! Приходится осваивать иероглифы, учиться читать и писать.

А ведь написание иероглифа лишь иногда подсказывает его чтение. Кроме того, чуть ли не каждого китайца можно считать своего рода билингвом. В китайской школе преподавание ведется на путунхуа, государственном языке Китая, за основу которого взят пекинский диалект. Но ведь не во всех китайских семьях говорят на государственном языке. Чем южнее находится город, тем отдаленнее местный диалект напоминает путунхуа. В шанхайском диалекте, например, даже нет тонов, тогда как в путунхуа их четыре.

Таким образом, если дома у ребенка говорят на местном диалекте, изучение китайского в школе для него превращается в занятие иностранным языком.

В средней школе, где обучение также длится шесть лет и делится на две ступени (три года непосредственно средней школы и три года обучения в старших классах), к уже перечисленным предметам добавляются физика, химия, биология, история, идеология и политика, география. В шанхайских школах дети изучают два иностранных языка. По всем этим предметам школьники сдают экзамены в конце каждого учебного года.

Самый сложный экзамен – конечно же, выпускной, так как его результаты предопределяют дальнейшую судьбу школьника.Если баллы высокие, парень или девушка зачисляются в университет. Состоит этот экзамен из нескольких частей (по математике, китайскому языку, истории и другим основным предметам), и сдают его в письменной форме. По окончании школы дети также сдают устный экзамен по английскому языку с аудированием, практические экзамены по физике, биологии, химии и экзамен по информатике.

Китайские дети проводят довольно много времени в школе. Занятия начинаются в восемь часов утра и заканчиваются около четырех часов вечера с перерывом на обед, примерно в полдень. Как правило, каждый день школьники посещают около семи занятий: четыре с утра и еще три после обеда. Обедают они в школьной столовой, где готовят традиционный для китайских столовых набор – мясо, жареные овощи, пампушки маньтоу, различные виды китайских пельменей и, конечно, рис или лапшу.

Некоторые дети, однако, предпочитают обедать на улице. В это время китайские переулки пестрят красными галстуками: школьники покупают у уличных торговцев лапшу, лепешки с луком и жареные блины. Такое зрелище у русского человека вызывает улыбку: очень уж напоминает наше советское прошлое – пионеры, октябрята…

Наверное, сейчас вам вспомнились не только пионерские галстуки, но и шерстяная форма с белым фартучком, которую в России теперь увидишь разве что на «Последнем звонке». В Китае школьники до сих пор носят форму, однако она обязательна далеко не во всех учебных заведениях и может отличаться, в зависимости от района и школы. Например, в районе Хункоу в Шанхае школьников можно узнать по синей форме с белыми полосками на воротничках. Этим они чем-то напоминают маленьких морячков.

Школьная форма может меняться из года в год. Студент Шанхайского университета иностранных языков Шэнь И вспоминает:

— За время обучения в школе форма в моем шкафу менялась 18 раз. Это всегда был примерно один и тот же набор – брюки, рубашка, джемпер, которые отличались только цветом и мелкими деталями. По-моему, только красной и розовой формы у меня не было, просто потому, что я не девочка.

Однако по понедельникам форма обязательна для всех школ. В этот день перед началом занятий все ученики присутствуют на школьной церемонии поднятия флага. Выглядеть в этот момент нужно торжественно и нарядно.

Китайские школьники на перемене мало чем отличаются от русских. Так же играют, так же безобразничают. Но на занятиях им дисциплины не занимать. Особенно это касается школьников постарше. Вики Дюмер из Гамбурга – преподавательница немецкого языка в средней шанхайской школе Цзядин – делится своими впечатлениями:

— У меня сложилось очень противоречивое мнение о китайских школьниках. На переменах они вели себя как обычные дети, разве что слишком много играли в детские игры (я преподавала школьникам 13–14 лет). Зато, как только звенел звонок на урок, они превращались в ответственных, сосредоточенных на учебе роботов.

После занятий детишек обычно встречают родители или бабушки с дедушками. Если ребенок уже учится в средней школе, он, как правило, добирается домой в компании школьных товарищей. Многие детишки с малых лет сами ездят домой на автобусе или велосипеде.

Китайский школьник гораздо больше занимается самостоятельно, нежели в школе. Самое любимое слово китайского студента zi xue – появляется в лексиконе юношей и девушек задолго до университета. Zi xue – это не просто выполнение домашнего задания, это самообразование, самосовершенствование в области знаний. Детишки, вернувшись домой после школы, повторяют иероглифы, самостоятельно учат новые, читают книжки, стараются заниматься английским языком.

Даже когда ребенку приходится помогать родителям по хозяйству или по работе, он все равно использует свободную минутку, чтобы еще что-то повторить или узнать. Очень часто можно увидеть такую картину во фруктовой лавочке: школьник лет десяти помогает маме взвешивать фрукты, а потом садится где-нибудь в уголке и принимается писать иероглифы.

Zi xue превращается в стиль жизни китайского школьника, а затем и студента. Если в Китае вы проснетесь пораньше и прогуляетесь по студенческому городку, то увидите наглядное доказательство этого.

Подростки и студенты просыпаются очень рано, у каждого есть утренние неотложные дела. Пока самые спортивные ребята совершают утреннюю пробежку, другие, расположившись на лавочках, лужайках и даже на футбольном поле, повторяют свежевыученную грамматику английского языка.

Если вы думаете, что при таком плотном графике у китай­­ского школьника остается время только на сон и прием пищи, позвольте вас разочаровать: кроме самообразования, существует еще множество дополнительных занятий. Во многих китайских семьях родители стараются найти для ребенка репетитора по предметам, представляющим особую трудность. Кроме этого, а также посещения курсов иностранных языков и компьютерной грамотности, дети занимаются различными видами спорта, в том числе и традиционными китайскими – ушу и гимнастикой тайцзи, учатся играть в облавные шашки, постигают азы классической китайской живописи.

Зная о том, что огромная нагрузка на ребенка неизбежна, особенно в таком мегаполисе, как Шанхай, родители стараются как-то подсластить пилюлю и всячески балуют детей, прощают им неприличные выходки. Главное, чтобы ребенок научился пробиваться в условиях жесткой конкуренции.

По-другому обстоят дела на периферии. Если, например, вы поедете в Юньнань, самую бедную провинцию Китая, вы увидите совсем других ребят. У большинства из них нет возможности получить высшее образование, а потому и нет надобности доказывать большому городу, что они лучшие из лучших.

Часто в сельскохозяйственных районах родители воспитывают больше детей, чем предусматривает китайское законодательство, просто не регистрируя «лишних». В таких семьях ребенку приходится заботиться о братьях и сестрах и помогать родителям по хозяйству. Нередко такие дети даже не ходят в школу, потому что их семье нечем заплатить за учебники.

Однако в каком бы китайском городе вы ни оказались, общим будет одно: возможность учиться, получать знания воспринимается детьми с благодаростью, как подарок небес. Может быть, в этом и заключается главный талант маленького императора?