Из паиньки в неудачники

№ 8, 2006
Рубрика: Ситуация
Автор статьи: Светлана ИЕВЛЕВА
Из паиньки в неудачники

Кого мы считаем идеальным ребенком? Того, кто, с самого своего рождения, не доставляет взрослым никаких проблем.

Он хорошо спит по ночам, ест столько, сколько определено педиатром, а плачет исключительно для того, чтобы родители не забывали, что все по-настоящему.

Подрастая, чудо-малыш не рисует на стенах, не трогает запрещенные предметы, не бьет младшую сестру и всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и «здравствуйте» в соответствии с ситуацией.

Потом такой ребенок идет в школу и учится на «хорошо» и «отлично» все десять лет. Он охотно помогает взрослым и всегда говорит правду. А еще он советуется с родителями и поступает так, как они считают нужным, потому что знает – они заботятся о нем и плохого не посоветуют.

Его комната – образец чистоты и порядка. Он, конечно, далек от мысли хотя бы попробовать алкоголь и даже не знает, где продают сигареты. И при этом активен и самостоятелен, умеет строить отношения с окружающими и во всех смыслах является творческой личностью.

Прекрасный портрет!
Есть только одно «но» – такого человека нет и быть не может. Как это ни жаль, но дисциплинированность и самостоятельность – качества взаимоисключающие, а послушание во всем совсем не гарантирует счастья.

Причины…

Никто не рождается со знанием правил поведения и уверенностью, что старших надо слушаться. И, хотя есть дети, которые просто в силу своих природных особенностей более спокойны и покладисты, все же послушность и дисциплинированность – это результат воспитания. Воспитания строгого и бескомпромиссного. И часто сами родители не видят в нем никаких минусов. Почему?

Наверное, потому, что хотят защитить своего ребенка от неприятностей и сложностей окружающего мира; потому, что считают, что только абсолютно правильные люди могут чего-то добиться в жизни; потому, что уверены – такие дети нравятся окружающим и, соответственно, будут более успешны в общении; потому, что воспитанный и дисциплинированный ребенок дает своим родителям возможность им гордиться. И все это считают важным до такой степени, что совсем забывают о правиле золотой середины.

…и следствия

Ирина жила с родителями и бабушкой – женщиной очень строгой и властной. Бабушка воспитывала всех – и дочь, и ее мужа, и внучку.

Позже зять все же не выдержал и отправился в длительную зарубежную командировку, взяв с собой жену. А бабушка весь свой воспитательный потенциал начала тратить исключительно на Ирину.

Пригласить домой подругу? Конечно, можно, но сначала – кто такая, где живет, какие родители. Пойти гулять самой? Естественно, но только рядом с домом, чтобы бабушка видела. Если вдруг что-то было не так, бабушка хваталась за сердце и просила капли, говоря, что внучка «сведет ее в могилу». Ирина, конечно, старалась, чтобы все было так, как хочет дражайшая родственница. Она отлично училась, посещала музыкальную школу и кружок английского языка, гуляла вместе с бабушкой по вечерам и ходила в гости к ее подругам. Своих подруг у нее и не было, как потом не было и личной жизни.

Сегодня, окончив университет, Ирина работает экономистом.

И не оставляет бабушку – ведь та жизни без нее не представляет. Они по-прежнему вместе гуляют и ходят в гости к бабушкиным подругам.

Инфантилизм – частое по-следствие подобного воспитания. Правда, может быть и по-другому… В подростковом возрасте, когда особенности личности начинают проявляться очень ярко, возрастает стремление к самостоятельности, и ребенок начинает протестовать.

Это может быть и вдруг заброшенная учеба, и уход из дома, и противоправная деятельность. Но, как показывает практика, даже если таких проблем удается избежать, дисциплинированные дети, став взрослыми, сами осложняют себе жизнь.

Из-за неуверенности в себе они боятся проявлять лидерские качества в профессиональной сфере, и поэтому часто занимают должности, совсем не соответствующие их уровню интеллекта и талантам. Не умея вступать в споры и просто отказывать, они начинают болеть – используют болезнь, чтобы избежать проблем и сложностей.

Немного статистики: к окончанию школы послушные дети имеют по два и больше хронических заболеваний.