Сказочное литературное путешествие в страну ЗДОРОВЯЧКОВ

Цель:

вспомнить произведения российских писателей, посвящённые сохранению здоровья, и героев этих произведений.

Оборудование:

  • выставка книг;
  • оформленная доска – карта страны с названиями городов-остановок;
  • портреты писателей;
  • волшебный поезд;

Ход викторины

1. Вступительная часть.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие – в литературную страну Здоровячков – на волшебном поезде. А попадаем мы в эту страну, приехав на станцию …. «Грязнулька». Ой, давайте с вами попробуем отгадать, кто же навёл здесь такой беспорядок и поможем им, иначе не сможем выйти на этой остановке и не попадём в город Здоровячков.
А для этого нам нужно разгадать кроссворд. По горизонтали:
1. Как прозвали девочку из стихотворения А.Л.Барто с грязными руками, ногами, лицом, утверждавшую, что это она так загорела? (Чумазая. А.Барто «Девочка чумазая»)
2. Как звали злую волшебницу, которая боялась воды и поэтому не умывалась 500 лет? Из какого она произведения? (Бастинда. А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)
3. В какой сказке К.И.Чуковского мальчик не хотел умываться и грязнулею остался? («Мойдодыр»)

По вертикали:
4. У какого героя Б.Заходера разболелись зубы, потому что он их никогда не чистил? (Крокодил. Б.Заходер «Ма-Тари-Кари»)
5. Какого героя из сказки девочка с голубыми волосами заставляла мыть руки и чистить зубы? (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
6. От какой нерадивой хозяйки убежала вся посуда и почему? (Федора. К.Чуковский «Федорино горе»)
6.
Молодцы, справились с заданием! Теперь на этой станции чисто и уютно!
Ну что же, вот мы и попали с вами в сказочную страну Здоровячков. И первый город, который встречается у нас на пути – город Умывайка. Его жители приготовили нам загадки о предметах личной гигиены, которые у них есть.
Расчёска
Мыло
Мочалка
Душ
Зубная паста
Полотенце
Ребята, а ведь у нас не простое путешествие, а литературное! Давайте определим, о ком идёт речь в следующих строчках?
• В чём умываются по утрам герои стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр»? (в ушате, в корыте, лохани, в реке, ручейке, океане)
• Кто умывается по утрам в стихотворении К.И.Чуковского «Мойдодыр»? (рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята…)
• Кому стыд и срам в стихотворении К.И.Чуковского «Мойдодыр»? (А нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!)
• Кто не убрав своей постели, осторожно моет щёки кипячёною водой? (Михалков «Дядя Стёпа», «Фома», «Про Мимозу»?)
Молодцы! Справились и теперь отправляемся дальше. (Физминутка – мы путешественники. Смысл – здоровье, закалка, свежий воздух, т.к. путешествуем ПЕШКОМ)
Следующий город на нашем пути – Спортивный. В этом городе живут спортсмены. Мы с вами должны угадать, какими видами спорта увлекаются, занимаются, в какие игры играют жители этого города.
• В какую игру предлагали сыграть белки мышонку в стихотворении С.Маршака «Сказка об умном мышонке»? (в горелки)
• Каким видом спорта занимался Витя Малеев из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»? (футбол, шахматы)
• Каким видом спорта занимался Волька Костыльков из повести-сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч» (футболом)
• Какими видами спорта занимался Дядя Стёпа из поэмы С.Михалкова «Дядя Стёпа»? (конькобежным спортом)
• В какую игру предлагала сыграть кошка Мурка мышонку в стихотворении С.Маршака «Сказка об умном мышонке»? (в кошки-мышки)
• В какую игру предлагал сыграть хорёк мышонку в стихотворении С.Маршака «Сказка об умном мышонке»? (в «уголки»)
• Во что играл Незнайка из романа-сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»? (в шахматы)

Путешествие продолжается!

Физминутка

И у нас на пути город Здоровейка. Этот город необычный. В нём живут доктора, которые помогают героям сказок и всевозможным пациентам справляться с недугами. Кто же эти доктора?
• Как зовут птичку – стоматолога, которая помогла одному крокодилу, когда у него болели зубы? (Птичка Тари. Б.Заходер «Ма-Тари-Кари»)
• Как зовут докторов в сказках Н.Носова про Незнайку? (Пилюлькин в Цветочном городе, Медуница в Зелёном городе)
• Кто изобрёл «приторный порошок», который готовится следующим образом: надо взять немного шоколада, немного конфет, добавить печенья, всё истолочь и хорошенько перемешать. Средством против чего он является? (Карлсон. Средством против жара. А.Лингрен «Малыш и Карлсон»)
• В какой сказке итальянского сказочника героями являются продукты питания, богатые витаминами и растущие в садах и огородах? (Д.Родари «Приключения Чиполлино»)
• Какой старик – волшебник из сказки Лагина съел за 5 минут 43 порции мороженного и, естественно, заболел? (Старик Хоттабыч)
• Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит. К.И.Чуковский «Айболит»)

Замечательно. Смотрите, как много вы знаете литературных произведений, где герои заботятся о здоровье своём и окружающих.

Физминутка

Отправляемся дальше. На нашем пути остался последний город в нашей стране Здоровячков. Это город Здравица.
Перед нами зашифрованы пословицы о здоровье. Давайте отгадаем их. (слова в пословицах перепутаны местами, надо их собрать)
Береги платье снову, а Здоровье смолоду.
В здоровом теле — зДоровый дух.
Держи голову в хОлоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Если хочешь быть здоРов — закаляйся.
Лук От семи недуг.
Курить — здороВью вредить.
Чистота — залог здоровЬя.
Пар костей нЕ ломит.
Посмотрите, какое слово зашифровано (Здоровье)
Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной стране Здоровячков. Мы побывали во многих городах и встретились с героями любимых книжек.
Теперь мы знаем, что надо делать, чтобы быть здоровыми и споём вместе с вами песню «Если хочешь быть здоров…» (дети выполняют вместе с героями, которые на сцене, упражнения под песню: Буратино, Мальвина, Айболит, Пилюлькин, Карлсон, спортсмены)