Я ничего не могу!

Я ничего не могу!

Отчего он убеждён в своей неспособности учиться? Вроде и смышлёный, и все возможности у него есть, и развивали его… Иногда ответ не очевиден, и причина не столько в ребёнке и его трудностях в усвоении знаний, сколько в том, какие смыслы в отношении обучения транслируют ребёнку члены семьи – в первую очередь, родители.

Это особые родительские установки: что хорошо и что плохо, как нужно себя вести, как устроен этот мир. Эти послания ребёнок истолковывает по-своему и, в частности, может прийти к выводу: «Я ничего не могу!» Конечно, буквально мы почти никогда не говорим нашим детям: «Ты ничего не можешь!» – но косвенно, иносказательно, сами того не замечая – часто.

Осторожно, это слишком сложно!

Вот малыш, сидя в манеже, тянется за чем-нибудь, что не может достать, огорчается, вопросительно смотрит на нас. И если в этот момент вы просто ободрите его, он, скорее всего, вдохновленный вашей поддержкой, справится с задачей. Но чаще мы услужливо подаём игрушку, боясь, как бы чего не вышло. «Сам я не смогу», – понимает малыш, и уже вскоре не будет и пытаться. Стоит ли удивляться, что такие дети не упорствуют в достижении целей и скорее склонны сдаваться, чем преодолевать трудности?

Человеческое дитя рождается совершенно беспомощным и неспособно выжить без заботы и поддержки взрослого. Биологический механизм привязанности обеспечивает полное доверие к тем, кто о нём заботится и гарантирует малышу безопасность в этом мире. Поэтому идеи, которые усвоены маленьким человечком достаточно рано – психологи говорят о возрасте до 5 лет или чуть более старшем, – оказывают на него огромное влияние, в частности, на то, как он будет воспринимать процесс обучения и свои возможности. Возникнет ли у него ощущение тупика и беспомощности, или он с энергией и интересом побежит на уроки в школу? Сценарии могут быть совершенно разными.

Что стоит за родительскими посланиями?

Ничего не делай!

Это послание передает родитель, боящийся, что любые самостоятельные действия ребёнка могут быть для него опасны. Ребёнка сковывает страх – ведь мир так опасен. И он честно скажет вам, что ничего не может.

Не достигай успехов!

В основе этого послания может лежать бессознательная родительская зависть к успехам ребёнка. Или опыт семейного рода, когда тех, кто достигал вершин в карьере, подвергали гонениям и преследованиям. Наша родовая память хранит этот страх и передаёт из поколения в поколение. При этом сознательно родитель может всячески поддерживать учёбу, взросление, самостоятельность, успехи и достижения ребёнка. «Не будь успешным», – это передаётся без слов. А как, скажите, не быть успешным ребёнку со способностями и талантом? Безусловно, он найдёт выход. Например, скажется больным, останется дома: «Я не могу», – а применение своим талантам найдёт за пределами школьных классов.

Не будь собой!

Это очень сильная установка, предельный дефицит родительской безусловной любви и принятия. Ребёнок делает страшный вывод – он, такой какой есть, родителям не нужен. В отношении учёбы эта установка может принимать форму ожидания предельных успехов – только отличные оценки, золотые медали и выдающиеся достижения. Тогда ты наш! От таких завышенных ожиданий ребёнок, как правило, впадает в ступор и перестаёт даже пытаться делать шаги к вершинам знаний.

Не будь первым!

Это приказание транслируют родители, которые не принимают индивидуальность ребёнка, его потребности и стремление к достижениям. «Не высовывайся», «Помолчи!», «Без тебя решат». Взрослые, несущие это послание, боятся быть на виду. Это вечные подчинённые, лишённые амбиций и боящиеся играть первые роли. А их активные яркие дети в такую скучную игру без первых мест и драйва победы играть, скорее всего, откажутся. А другого мотива к учёбе может и не найтись.

Не расти!

Или: «Мы любим тебя маленьким». Это передают родители, видящие свою ценность только как хороших отца или матери. Ребёнок – смысл их жизни, без него они никто, свою идентичность они связывают только с детьми. При наличии братьев или сестёр наиболее уязвимым может оказаться самый младший. Вся семья ему помогает делать уроки, принимать решения, оберегает от невзгод. У него мало опыта личной ответственности. Из-за любви к родителям он может так никогда и не повзрослеть, оставаясь рядом с мамой и папой, оправдывая свой жизненный выбор своей беспомощностью.

Не думай!

Родительское «Ну ты и умник!» в сочетании с презрительной мимикой и интонацией порождает решение ребёнка действительно не думать. Или напрямую: «Учитель лучше знает, как правильно!» Любые трудности в школе, а потом уже и во взрослой жизни ребёнок будет игнорировать всегда, когда это возможно.

Что же делать?

Для начала проанализируйте свой опыт обучения в детские годы. Нравилось ли вам учиться? Что привлекало, что вызывало протест? Что помогало заинтересоваться предметом? Что создавало ощущение беспомощности, а что, напротив, поддерживало и вселяло в вас уверенность в своих силах?

Какие родительские послания в отношении обучения передали вам ваши родители? Как они это делали? Какие из них до сих пор влияют на вашу жизнь? Какие вселяют в вас веру в себя и помогают использовать свои возможности и ресурсы, а какие, напротив, делают вас неуверенными, пассивными и беспомощными?

Сравните предписания собственных родителей и свои послания детям. Есть ли между ними что-то общее? Какие из них вам кажутся верными и поддерживающими, а над какими стоит поработать и изменить формулировку?

Размышляя над своими посланиями ребёнку, помните о важной формуле, которая может противодействовать разрушительным установкам, создающим отрицательные жизненные сценарии. «Каков бы ни был результат – это твой опыт, он не плох и не хорош, он просто есть. Если ты решишь, что результат тебе не нравится, – ты сможешь сделать иначе. Если тебе нужна моя поддержка – я всегда рядом, я уважаю твой выбор». Такая родительская позиция будет способствовать формированию ответственности и уверенности в своих силах у ваших детей.