Под знамена становись?

Под знамена становись?

Слухи о кончине пионерии и прочих детских движений сильно преувеличены: их ряды никогда не распадались. Сильно поредели – это да. Зато теперь детям необязательно строем шагать в пионеры – выбор у них гораздо шире.
Под руководством взрослых современные школьники объединяются под самые разные «знамена»: патриотические, историко-краеведческие и даже творческие (так, Содружество детских и молодежных театральных коллективов «Первоцветы» из Зеленограда тоже зарегистрировано, как детская общественная организация). Как дети их находят, и зачем им это надо? Пусть расскажут сами.

Я – пионер

Саша Симдянов, 14 лет:
— Когда я учился в 4-м классе, к нам пришел пионервожатый из нашей же школы и пригласил на разговор в пионерскую комнату. Там, пока мы пили чай, нам рассказали об организации и предложили вступить. Родители идею поддержали: они считают, что это лучше, чем если бы я без дела болтался по улицам. И я не жалею, что стал пионером: как бы я иначе попал, например, на экскурсию в Брестскую крепость? Откуда бы узнал о подвигах пионеров-героев? Например, Марат Казей (мой ровесник!) был партизаном. И когда попал в засаду к немцам и у него не осталось патронов, он подпустил к себе врагов поближе и подорвал себя и их последней гранатой!
А еще мы ездим на пионерскую Вахту памяти в Смоленск, в Белоруссию. И в Москве у нас дел много: по субботам мы ходим убирать набережную, во дворах порядок наводим.
После 9-го класса можно будет выйти из организации, оставшись ее другом. А можно стать пионером-инструктором: для этого нужно сдать экзамен по истории страны и пионерии, разбираться в правах ребенка. И я думаю стать именно инструктором.

Наша справка.

В 1992 году в России был зарегистрирован преемник пионерской организации – «Союз пионерских организаций». Организация позиционирует себя как независимая от политических партий и движений.

Места дислокации.

Школы, клубы по месту жительства, квартиры инструкторов.

Форма.

Белая рубашка, красный галстук.

Я – скаут (юный разведчик)

Коля Арешин, 11 лет:
— Меня однажды по ошибке назвали пионером, так я даже обиделся. Разница? Конечно, есть! Например, пионеры, если судить по фильмам и рассказам взрослых, никогда не верили в Бога, а скауты верят.
В скаутскую организацию Колю полтора года назад привела… бабушка. Оказывается, как-то на отдыхе она разговорилась с мамой двух подростков, которая взахлеб делилась радостью от того, чем заняты ее дети. И какие у них отличные вожатые. Она же и телефончик подсказала. Так Коля стал юным разведчиком. Раз в полгода он получает план мероприятий своего отряда: походы на природу, ориентирование по Москве, посещение воскресной школы, занятия по истории белого движения, по экологии… Выбирает, что понравится, и принимает участие. Например, он съездил в Тобольск, где была расстреляна царская семья. Но больше всего Коле во всем этом нравится новая компания: «Каждый наш сбор – это сбор друзей!» – с энтузиазмом восклицает он.

Наша справка.

Скаутинг, по задумке его основателя Роберта Баден-Пауэлла, олицетворяет собой приключения, развитие наблюдательности и находчивости – именно эти качества он стремился воспитать у подростков. В России история скаутского движения началась в 1909 году, когда появился первый отряд следопытов-разведчиков. Движению покровительствовал царь Николай II.
В 1990 году началось возрождение скаутского движения в России, в том числе и его традиционной ветви – Организации российских юных разведчиков, которая в этом году празднует свое 100-летие. Современное скаутское движение в России очень пестрое и разнообразное: у всех организаций своя форма, свое отношение к религии и к содержанию работы с детьми.

Места дислокации.

Школы, дома детского творчества, станции юных натуралистов, квартиры лидеров движения.

Форма.

Рубашка песочного цвета, нашивки различных достижений, знак лилии и галстук. Причем цвет галстука зависит от статуса скаута в иерархии организации – коричневый, оранжевый или синий, зеленый.

Я – миротворец

Лена Скляревская, 17 лет:
— В 2004 году мне предложили поехать от школы в летний лагерь. Обещали спорт и прочие мероприятия. О том, что там собираются миротворцы, я узнала уже на месте.
В то лето вместе со всеми я писала сочинение «Как я понимаю термин «миротворец». Сдавала спортивные нормативы. И в итоге нас приняли в Московское движение. Общественные нагрузки? Есть, конечно, но несложные. Однажды, например, меня пригласили на встречу с представителем ООН – он рассказывал, что они делают ради поддержания мира. Потом я передала его слова остальным нашим миротворцам. А еще мы ездим на слеты миротворцев и участвуем в Декаде добрых дел. Например, недавно письма детям в больницу писали. И иногда субботник организуем – ползаем по школе, жвачки от пола отковыриваем. Или концерт для жителей района организуем. Все это – практика малых дел. То есть мы творим добро, которое нам по силам.
Сегодня в отряд миротворцев в нашей школе входят ребята с 5-го по 11-й классы. Постоянный костяк – человек 10. Остальные – приходящие.

Наша справка.

Движение юных миротворцев появилось в России в конце 90-х годов – с подачи информационного центра ООН и Музея миротворческих операций. Лидеры позиционируют его как «новый образ пионерской организации – сообщество борцов за счастье всех людей». С 2002 года началось формирование миротворческого актива в школах. Наиболее активным образовательным учреждениям выдают свидетельство «Школы мира».

Места дислокации.

42 школы в Москве, гимназия № 5 г. Троицка Московской области, школа № 4 г. Ишим Тюменской области, школы в Волгограде, Воронеже.

Форма.

Голубые береты с эмблемой ООН.

Я – юный путешественник

Лена Фадеева, 17 лет:
— О клубе «Родина» я узнала в 5-м или 6-м классе. Меня туда привела подруга. Сначала мы ходили в ближние походы – в Торжок, в Тулу. Потом – уже в Сочи. Жили в палатках у моря: костер, песни под гитару… Потом походы стали еще сложнее – например, вело-водные путешествия по Карелии. А однажды мы за месяц проехали на велосипеде 12 стран. Как правило, у нас была сплоченная команда – в основном, девчонки 15–16 лет, хотя есть и 12-летние. Но в каждом походе появлялись новички – друзья друзей. Кто-то отпал после первого же похода, кто-то задержался надолго. Туризм ведь не всем подходит. Но мне нравилось: и ребята, с которыми общалась, и возможность делать добрые дела. Мы ведь не только в турслетах участвовали, но и в военно-патриотической игре «Гвардия России», и в акциях вроде «Солдатская посылка». В детский дом ездили с подарками…
А потом наш руководитель ушел. Тут и мы с подружками школу закончили. В общем, распалась наша старая команда.

Наша справка.

Региональная детская общественная организация «Юный путешественник» была официально зарегистрирована 7 лет назад. Учредители – Академия детско-юношеского туризма и краеведения и Всероссийское народное туристическое общество.

Места дислокации.

Город Москва. Сегодня в организации около 3000 детей от 8 лет. Дом детско-юношеского туризма «Родина», школы Москвы.

Форма.

Яркие ветровки с эмблемой – мальчик-путешественник с рюкзачком. А вот галстук не прижился: сначала хотели специальным узлом завязывать веревочку, но потом от идеи отказались: рождалась сомнительная ассоциация.

Я – лидер

Ира Фролова, 15 лет:
— Поездка на лидерскую смену в «Орленок» стала для меня неожиданностью. Дело было в прошлом декабре: директор школы меня вызвала и предложила. Почему я? Ну, учусь хорошо, на олимпиады езжу. И в школьной жизни участвую: концерты, например, организовывать помогаю. Мне нравится работать в коллективе, выполнять поставленные задачи. И нравится побеждать. Во всем.

Наша справка.

Строго говоря, называть лидерские смены и конкурсы вроде «Лидер XXI века» общественным движением нельзя. С другой стороны, цель этих мероприятий – развивать в детях лидерские качества, чувство коллективизма и поощрять работу на благо общества. Что схоже с целями детских общественных организаций. И сегодня государство (в частности, московский Дом детских общественных организаций – ДДО) всячески активность в детях поощряет. Так, ДДО ежегодно организует 19 тематических лидерских смен в оздоровительных лагерях Подмосковья, Крыма, Болгарии. А Министерство образования и науки РФ и Санкт-Петербургский государственный университет, например, последние два года проводят конкурсы-отборы «Мир глазами молодых». Их победители входят в делегации на форумы «Юношеской восьмерки».

Места дислокации.

Лидеров, как правило, выращивают школы.

Легенда о красном стяге

Дмитрий Шмидт, старший вожатый в школе № 105, руководитель пионерской дружины «Красная Пресня»

— Маленьким я очень завидовал родителям: они так захватывающе рассказывали о своем пионерском детстве! У нас в школе ничего подобного не было. Наоборот – активно избавлялись от всех атрибутов советской идеологии: разоряли пионерскую комнату, растаскивали музей. И я кинулся спасать его экспонаты. Так, например, удалось уберечь знамя пионерской дружины, фронтовые письма. А в 1997 году, на 75-летие пионерии, я разыскал в Сокольниках пионерский отряд и 19 мая вступил в их ряды. Отряд «Соколята» базировался не в школе, а по месту жительства. Ситуация была почти как 20-х годах – детей (не беспризорников, конечно, но тех, чьи родители были поглощены выживанием) вокруг себя объединила замечательная женщина – преподаватель МГУ Елена Георгиевна Борисова. Кстати, тут вообще многое зависит именно от взрослых – от их энтузиазма.
И было у нас все почти как в детстве моих родителей: давали клятву, ходили в походы. Мы, кажется, даже серьезнее ко всему относились, чем советские дети: ведь нам приходилось выживать вопреки общественному мнению. Сборы свои на квартирах проводили, право носить галстуки приходилось отстаивать…
В 2002 году отношение к пионерам уже менялось: от агрессивного до терпимого. И даже 80-летие организации праздновали довольно широко. Тогда на праздничный концерт в зале «Россия» я пригласил мою бывшую учительницу. А через несколько дней она сказала: «Я классное руководство беру в 6-м классе, давай попробуем возродить в школе пионерскую организацию?»
И вот в мае я закончил 11-й класс, а с сентября начал работу. На родительском собрании мы объяснили взрослым, что задумано. Ведь тут очень важна позиция родителей, настроения в семье. Потом с ребятами все обсудили, рассказали об организации. Те, кому родители разрешили, выучили текст торжественного обещания. И в результате на пионерской линейке в музее «Красная Пресня» 17 шестиклассников дали Торжественное обещание. Все происходило под тем самым знаменем, которое я когда-то спас.
Сегодня в нашей школе из 270 учеников 57 – пионеры. Большинство из них – девочки (в 11–12 лет они социально активнее мальчишек). В этом году хотим пойти в 3-й класс, чтобы у них организовать «Солнышко» какое-нибудь и в 4-м классе этих «солнышек» уже принять в пионеры.
У нас есть и пионерская комната. И форму по торжественным случаям мы надеваем – белую рубашку и, конечно, красный галстук.
Правда, с галстуками – проблема: раньше их выпускала фабрика «Красная роза» (специальный цех алый шелк для них производил). Теперь фабрики нет, ткань не восстановить. К счастью, мы успели выкупить для дружины последнюю тысячу настоящих пионерских галстуков. Их надеваем только по особым случаям. А так закупаем галстуки в Белоруссии, хотя они немного не такие.
Чем заняты наши пионеры? Проводим, например, игру «Зарничка» (название уменьшительное, потому, что она – для младших школьников).
Участвуем в параде 7 ноября на Красной площади. Объект нашей пионерской заботы – братские захоронения воинов на армянском кладбище в Москве. В Волгоград ездим, где во время войны погиб бывший директор нашей школы. Дружим с Ямалом, Самарой, Воронежем, Волгоградом, Липецком. Отряд барабанщиков «Кибальчиш» организовали.
Тревожит одно: процент активных ребят растет, а процент активных взрослых сокращается. А ведь именно от зрослого – от лидера – зависит, какой будет конкретная дружина.