Страсть украсть

№ 11, 2008
Рубрика: Ситуация
Страсть украсть

Сила притяжения

Перед началом урока Катя показала одноклассникам новую ручку, которую папа привез ей из командировки, – настоящее чудо канцелярской промышленности. Дети по очереди испытывали луч-указку на ее конце.
Но когда девочка захотела поразить воображение подруг из параллельного класса на «продленке», ручки в пенале не оказалось. Катя несколько раз осмотрела все отделения рюкзака, заглянула под стулья и парты, даже сбегала в столовую, хотя была уверена, что не брала с собой никаких вещей на завтрак. Папиного подарка нигде не было. Каково же было Катино удивление, когда на следующий день она увидела свою ручку у одноклассницы.
— Настя, как здорово, что ты ее нашла! Я вчера весь класс обыскала! – Катя подбежала к подруге и протянула руку в надежде вернуть свою вещь. Но Настя не собиралась отдавать ручку:
— Это мне вчера мама купила. Я рассказала ей про твою ручку, и мы вечером зашли в магазин.
От такой наглой лжи Катя растерялась. На ручке была изображена эмблема лондонского отеля, в котором останавливался папа, и такая ручка не могла продаваться в обычном магазине. Катя попыталась сказать об этом Насте, но одноклассница резко оборвала ее:
— Не веришь? Спроси у моей мамы!
Разговаривать с Настиной мамой Катя побоялась. А жаловаться собственным родителям, которые накануне кражи отговаривали дочку нести в школу броский сувенир, было неловко. Пришлось девочке расстаться с папиным подарком.
Присваивая чужие ручки, линейки и другие «мелочи», дети далеко не всегда считают свой поступок воровством. Не сумев справиться с желанием обладать яркой вещицей, они стремятся «легализовать» украденное, придумывая правдоподобную историю его происхождения.
Маленький воришка создает две легенды: одну для истинного хозяина вещи, а другую – для своих родителей. Чтобы уличить ребенка в воровстве, достаточно сопоставить эти версии. К сожалению, родители детей, любящих присваивать чужое, не всегда обращают внимание на периодически появляющиеся у них новые игрушки или канцелярские принадлежности. Именно равнодушие мам и пап к «найденным» или «подаренным» вещам создает у ребенка ощущение незначительности содеянного. Однако уважение к собственности других людей – дело принципа, и границы «своего» и «чужого» не должны меняться в зависимости от стоимости и размера предмета.
Обсуждая с ребенком чувства того, кто лишился своей вещи, предлагая представить себя на месте пострадавшего, вы убережете ребенка от совершения кражи.

Преступление или наказание?

Возвращаясь домой вместе с мамой, Никита увидел недалеко от подъезда соседского мальчика Диму, катавшегося на новом велосипеде. Он был на два года старше и учился в пятом классе, но никакого уважения к нему Никита не испытывал, наоборот задирал при каждой возможности.
Уж сколько раз из-за этого маму вызывали в школу, и в кабинете директора мальчики добровольно-принудительно жали друг другу руки, подтверждая намерение прекратить вражду! Тем не менее, через несколько дней возникал новый конфликт.
— Посмотри-ка, вон твой «друг» катается! – мама тоже заметила Диму. – Недавно его отец новую машину купил, а потом, видимо, решил и сыночку подарок сделать. И откуда у людей столько денег?
На следующий день Никите снова пришлось побывать в кабинете директора. У Димы пропали кроссовки, и подозрение пало на его давнего «врага». Не выдержав давления взрослых, мальчик признался, что действительно взял кроссовки.
В качестве причины кражи он назвал желание подшутить над Димой, приведя в свое оправдание следующий аргумент:
— Пусть не хвастается своими вещами!
Никита утверждал, что не собирался носить чужие кроссовки, и показал место, где спрятал их, – за батареей в раздевалке.
Некоторые дети выбирают воровство в качестве способа наказания своего обидчика. Полагая, что другой ребенок недостоин обладать той или иной вещью, воришка лишает его собственности.
Кража может быть своеобразной местью, в таком случае юный карманник выбирает ту вещь, которой жертва больше всего дорожит. Неодобрительные высказывания родителей в адрес более успешных и состоятельных людей могут восприниматься детьми как негласное разрешение «грабить награбленное».
Чтобы не подогревать зависть в ребенке, не следует ставить ему в пример других детей и акцентировать внимание на имеющихся социальных различиях. Важно научить школьника гордиться профессиями родителей, ценить то, что он имеет, и тогда чужие вещи станут для него менее привлекательными.

Опасная зона

Когда после тренировки по самбо Егор достал телефон, чтобы позвонить маме, его друзья недоуменно переглянулись. Еще несколько дней назад у мальчика был яркий и современный мобильник, а сейчас он держал в руках громоздкий аппарат десятилетней давности. Оказалось, что в последнее время в школе Егора у учеников стали регулярно пропадать сотовые телефоны, поэтому родители попросили его не дразнить воров дорогой вещью и раздобыли где-то старую модель.
Друзья посочувствовали мальчику и поделились в ответ своими историями о школьных кражах. Денис рассказал о пропаже новой куртки, у Антона украли пенал, а Сережке пришлось проститься уже с двумя мобильными телефонами.
Какие меры следует предпринять родителям, чтобы оградить ребенка от внимания школьных воришек? Неужели нужно одевать свое чадо во что-нибудь неброское и покупать ему самые дешевые учебные принадлежности?
И наконец, как научить школьника строить гармоничные отношения со сверстниками, если он им не доверяет, ни на минуту не забывая о том, что кто-то из них может оказаться вором?
Прежде всего, покажите ребенку собственным примером: не стоит относиться к уличенным в воровстве школьникам как к законченным преступникам. Как уже говорилось выше, мотивы детских краж гораздо глубже и многообразнее, чем простая жажда наживы.
Еще со времен Макаренко известно: поручая нечистому на руку мальчишке ответственную покупку, можно рассчитывать на то, что он постарается оправдать доверие. Ругая того, кто стащил у ребенка какую-то вещь, вы лишь способствуете появлению у воришки еще большей озлобленности и желания нарушать законы и принципы. Профилактикой детского воровства может быть лишь проявление искреннего участия и интереса к тем обстоятельствам, которые заставили школьника взять чужое. Обсудите со своим ребенком ситуации, которые могут провоцировать его сверстников на кражу. Например, в присутствии детей из неполных семей не стоит хвалиться папиными подарками. А небрежное отношение к вещам создает у потенциальных воришек иллюзию их ненужности хозяину. В заключение стоит заметить, что дети нередко воруют, чтобы своим неблаговидным поступком привлечь внимание мам и пап к своей персоне. Школьник осознает, что брать чужие вещи плохо, но так он высказывается против равнодушия взрослых.
В любом случае родителям, столкнувшимся с детским воровством, стоит понять, в чем, собственно, их вина в такой ситуации.

По статистике, кражи составляют около 60 % от всех школьных происшествий. 10 % приходится на вымогательство, остальные 30 % – на драки. Среди украденных вещей лидируют мобильные телефоны, на втором месте – школьные принадлежности, на третьем – предметы одежды.