Про что они играют

Про что они играют

Часто слышу от родителей: «Вместо того чтобы заняться чем-то полезным (читать, делать уроки, помогать по дому), мается этой дурью и ничего не делает». Это про какую-нибудь компьютерную игру. Конечно, полезной эту деятельность не назовёшь, и в то же время важно понимать, что именно привлекает ребёнка в данной конкретной игре. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: скажи мне, в какую игру играет ребёнок, и я скажу тебе, чего не хватает ему в реальной жизни.

Например, игра в танки может привлекать возможностью победить противника, а может давать ощущение собственной мощи и силы. Один 13-летний юноша знал все марки и историю создания каждой модели, представленной в игре, и благодаря этому знанию стал очень популярен среди одноклассников… Так какие темы привлекают наших детей в играх?

1. Общение

Игры по сети, где участвуют все те же одноклассники. Тогда вообще неважно, во что, лишь бы всем вместе что-то делать, переговариваться, намечать стратегию. Происходит это потому, что в больших городах стало не принято выпускать детей во двор погулять. Даже если и встретятся они на улице – не очень понятно, чем заниматься, особенно когда холодно.

А в гости дети начинают ходить самостоятельно класса с 3–4-го в лучшем случае. И то нечасто: мы же, родители, не очень настроены принимать у себя дома друзей своих детей. И потому, что шумят. И потому, что пришедшие в гости вместе с хозяевами утыкаются всё в тот же планшет или компьютер, но уже сидя на одном диване или за одним столом.

Что делать?

Запустить процесс освоения настольных игр. Иногда достаточно один раз сыграть вместе с компанией ребёнка, а дальше они уже сами. Периодически организовывать ребёнку и компании выезды на квесты или лазертаги. В общем, инициировать общение в реальности.

Немного другая ситуация, если ребёнок играет в сетевые игры с незнакомыми людьми. А привлекает его при этом всё то же ощущение общения. Тогда стоит порасспрашивать, что происходит с контактами ребёнка в школе. Может быть, они не очень-то складываются, или произошла ссора.

Что делать?

Начать с малого. Организовать выезд в кино хотя бы двух-четырех ребят, которые хоть как-то общаются с вашим ребёнком. Поговорить с учителем о том, что происходит и почему. Может быть, ребёнок не сильно общительный и яркий, и никто в классе ничего не знает ни о нём, ни о его увлечениях. Тогда такая совместная поездка с последующим заходом в гости может запустить процесс лучшего знакомства друг с другом. Иногда бывает, что действительно в классе мало или вообще нет людей с похожими интересами или взглядами на жизнь. Тогда важно понять, каких братьев и сестёр по разуму ищет ваш ребёнок, и, например, отправить его в лагерь с тематикой, близкой его интересам, или найти секции или кружки, где есть вероятность повстречать того, с кем можно подружиться. В любом случае, стоит поддержать ребёнка в его надежде на то, что в реальной жизни можно найти людей, близких по духу.

2. Чувство компетентности и уверенности в своих силах

В играх ребёнку особенно нравится организовывать пространства, строить города, распределять ресурсы. То есть там он уважаемый, спокойный, уверенный и сам решает, что и когда делать. Ведь иногда мы определяем за детей всё: когда вставать, когда ложиться, когда делать уроки, с кем дружить, на  какие секции ходить.

Что делать?

Обратить внимание, какие решения ребёнок в реальной жизни принимает самостоятельно. На что он влияет, где чувствует себя компетентным. И если таких зон очень мало, попробуйте хоть в чём-то перекладывать ответственность на него. Пусть сам решит, во сколько лучше всего встать, чтобы не опоздать в школу, и с какого предмета начинать приготовление домашнего задания. И если его решения будут не очень подходящими, попробуйте спокойно обсудить последствия, чтобы он сам скорректировал свои дальнейшие действия.

3. Сброс накопившегося раздражения

Больше всего игрока вдохновляет процесс отрубания чьих-то голов, стрельба в чьи-то тела или разрушение чего-либо.

Что делать?

Поговорить о том, кто или что достало его в этой жизни. Это могут быть конкретные люди: одноклассники, учителя, родители. А могут быть ситуации: неуспеваемость по математике, сам процесс каждодневного хождения в школу, разучивание гамм на пианино… Иногда стоит лишь вслух проговорить, что раздражает, – и становится легче. Конечно, при условии, что родитель спокойно тебя выслушает и скажет в ответ что-то типа: «Да, это действительно может доставать». Иногда напряжения в теле уже скопилось очень много. Тогда полезно выразить его, побив подушку или боксёрскую грушу, чтобы отпустило. Ведь компьютерное мочилово не приводит к разрядке. Наоборот, в мышцах скапливается ещё больше напряжения от прожитых глазами, но физически не совершённых действий. После сброса напряжения можно перейти к обсуждению, что делать дальше с этим конфликтом.

4. Потребность в создании чего-то своими руками

Ребёнок раскрашивает картинки, печёт пироги, выращивает огороды и цветы, создаёт керамические горшки.

Что делать?

Конечно, реальный процесс выпечки пирожков и вышивания крестиком – более трудоёмкий и занимает больше времени. Также всё это требует усилий и столкновения с собственным несовершенством на начальном этапе. Намного проще нажать на кнопку и получить красивый результат за три секунды, чем провозиться час и получить что-то невразумительное. Важно поддержать ребёнка в его начинаниях.Например, устроить выставку даже из самых несимпатичных работ начинающего скульптора (художника, повара). Также важно, когда ребенок приносит планшет и говорит: «Вот. Я сделал супервазу!» – давать ему адекватную обратную связь: «Не ты сделал, а программа. Вот рисунок мне на день рождения ты нарисовал, и очень красивый, между прочим. Может быть, ещё нарисуешь?»

Неожиданные выводы

Как вы заметили, причины, привлекающие ребёнка в мир игр, могут быть очень разными. Важно расспрашивать детей о том, что им нравится в этой игре, чему они больше всего рады. Иногда мы можем получить самые неожиданные ответы. Например, один 16-летний подросток считал, что, поучаствовав в сетевом турнире, он сможет выиграть 500 000 рублей и доказать папе, что необязательно только хорошо учиться, чтобы зарабатывать деньги. А спросив 8-летнюю девочку о том, что её привлекает в игре по выращиванию драконов, мы вышли на обиду за то, что мама обещала купить собачку, а потом не купила. Сама мама была уверена, что дочь смирилась и больше не мечтает о питомце. Одиннадцатиклассник, подсевший на игру, где развитие сюжета определялось выбором игрока, очень боялся ошибиться в выборе вуза. Ведь это могло испортить ему всю жизнь.

Давайте попробуем разговаривать с нашими детьми об их переживаниях в этой компьютерной реальности, столь чуждой для многих родителей, но ставшей важной частью жизни для детей. Ведь, разгадав причины, манящие их туда, мы можем помочь реализации их потребностей в реальном мире. Тогда компьютерная игра станет всего лишь одним из способов проведения свободного времени и перестанет быть порталом в страну исполнения несбыточных желаний.