10 плюсов социальных сетей

10 плюсов социальных сетей

О том, как вреден Интернет, и в частности – социальные сети, которые засасывают с головой, написано много. Выданы все мыслимые и немыслимые советы родителям, как уберечь подростков от виртуальной заразы. И всё же они живут в социальных сетях, преимущественно – «ВКонтакте». И этот самый виртуальный мир стал реальностью. «ВКонтакте» найдёмся – так договариваются о встрече. Что же хорошего есть в социальных сетях?

1. Способствует самоидентификации

Вопрос:

Кто я?

Каким образом:

Регистрация странички «ВКонтакте» связана с самоопределением на разных уровнях – от бытового до ценностного. Любимая музыка, кино, книги. Религиозные убеждения. Политические взгляды. Твой девиз. Ничего себе! По сути, нужно ответить на вопрос – кто ты? Под какими ты знамёнами? Во что веришь? Что является твоим собственным убеждением? Это даже взрослого человека может поставить в тупик. А уж для подростка, который мечется в поисках собственной идентичности, это просто необходимый этап роста. Помните, в «доинтернетовскую» эпоху школьники приносили в класс общие тетради под названием «Анкета»? Тетрадь была оформлена собственноручно, разрисована и заклеена картинками. В некоторых анкетах вопросы были примитивные: любимое блюдо, любимый цвет… Но и они работали. А в некоторых – вполне серьёзные: «За что вы готовы умереть?», например. Если посмотреть ещё дальше, в XIX век, мы наткнёмся на альбомы, которые были у каждой барышни, и в этих альбомах записывали стихи, рисовали на память и подруги, и кавалеры.

Зачем это нужно:

Личность человека в подростковом возрасте проявляется, как лицо под руками скульптора. Называние, фиксация того, «что есть я» – основной инструмент самоиндентификации. При этом подростку важно не только самому про себя понять, что он любит макароны и группу «Скорпионс», храбрость считает высшей добродетелью, – а сообщить об этом миру. «Я есть, я существую, я вот какой» – такое послание миру моментально тиражируется через соцсеть.

Например:

Главное в жизни: совершенствование мира. О себе: я такой, какой есть, не лучше, не хуже. Политические взгляды: монархизм.

2. Ролевые эксперименты

Вопрос:

Я или не я?

Каким образом:

Важно, что этот образ себя в социальных сетях – не что-то раз и навсегда зафиксированное. Этот примерить, пожить в нём. Немножко повзрослеть – и «подкорректировать», а то и совсем изменить. Причём – в процессе коммуникации, получая определённую порцию внимания от тех или иных групп, или, напротив, не получая. Можно назначить себе какую-то роль, и не одну. И методом эксперимента выяснить, какая же подходит больше всего.

Зачем это нужно:

Раз и навсегда определиться, кто я и какой, ещё никому не удавалось. Самоопределение – это процесс. И он проходит, как правило, во время коммуникации с другими людьми. Социальная сеть – как раз место быстрой и бурной коммуникации, где «подтверждения и опровержения» подросток получает постоянно. И, что важно, его страничка – полностью в его власти. Он, как тот самый скульптор, имеет в данном случае почти бесконечное количество разного материала и может в любой момент вообще закрыть страничку и завести новую.

Например:

Подросток позиционировал себя как хулигана, презирающего «ботанов», школу и правила жизни. Но в какой-то момент попал под влияние знакомого врача, решил стать хирургом и начал учиться. И поменял не только свои «интересы» и «что вас вдохновляет», но всё содержание аккаунта до неузнаваемости.

3. Вербальная тренировка

Вопрос:

Твоя моя понимает?

Каким образом:

Социальные сети – это место, где много текста. И в виде диалогов, и в виде выбора контента. Нужно «отсмотреть материал» и решить, что именно помещать у себя на странице. Кому-то приходится едко ответить на комментарий, с кем-то – подружиться. А значит, найти слова. Выразить, назвать то, что происходит сейчас – для того чтобы это материализовалось в виртуальном пространстве.

Зачем это нужно:

Напрямую развивает речь, коммуникативные способности. Необходимость выразить себя, свои идеи и понять, что хотел сказать другой человек, причём всё это – в интенсивном режиме. Такие тренировки способны заложить фундамент и умение вести дискуссии, способность писать текст разной сложности. Всё-таки для того, чтобы много и быстро общаться, придётся рано или поздно освоить какую-то часть великого русского языка.

Например:

— Привеет!
— Привет! За что был жестокий игнор? Что новенького?
— Ничего новенького.
— Как настроение?
— Норм, а твоё?

4. Обратная связь

Вопрос:

Как вам я?

Каким образом:

Вообще-то обратная связь нужна не только подросткам. Мы существа социальные и нуждаемся в том, чтобы мир на нас реагировал, подтверждал и нашу реальность, и наш статус. Соцсети же позволяют очень быстро, фактически мгновенно собирать обратную связь по значимым вопросам. Количество друзей и «лайков» под каждым постом, рейтинг, популярность, отзывы на фотографии, собственные стихи и музыку. Опять же – с помощью обратной связи, её качества и количества можно проверить и пересмотреть те или иные свои убеждения и ценности.

Зачем это нужно:

Добавление в друзья многочисленных «друзей друзей» расширяет социальное поле и даёт шанс получить более внушительную обратную связь. Количество «лайков» и комментариев напрямую коррелирует с популярностью владельца страницы, с одной стороны, и с качеством сообщения – с другой. Ещё одна функция обратной связи – поиск единомышленников, способных поддержать тему, интересную владельцу странички.

Например:

Подросток играет на гитаре, он записал свою первую песню на мобильный телефон и выложил «ВКонтакте». Очень волнуется и готов уже удалить видео. Но тут появляются комментарии: «Ты крут!», «Здорово!» и «А давай соберём группу – я тоже играю».

5. Групповая идентичность

Вопрос:

С кем я?

Каким образом:

Согласно результатам исследования, компании подростков исчезли с улиц и переместились в соцсети. Можно обсуждать плюсы и минусы реального и виртуального общения, но факт остаётся фактом: в соцсетях много разных групп. А подросток ищет не просто общения и не просто себя – даже с помощью обратной связи. Он ищет групповой идентичности. То есть, кроме вопроса «Кто я?», есть ещё не менее важный вопрос «С кем я»? Чьи идеалы я готов разделять? Чьи интересы и ценности совпадают с моими? Где свои, а где чужие?»

Зачем это нужно:

Соотнесение себя с той или иной группой помогает лучше понять себя, найти единомышленников и даже затеять с ними какое-то общее дело. Подростку важно отличаться от других, но не менее важно быть как кто-то, иметь «своих», принадлежать какой-то группе.

Например:

У большинства подростков в разделе «Мои группы» число групп – от 10 до 100. Причём это могут быть как группы, не имеющие отношения к личному контакту, такие как Аtkritka, например, так и группы, участие в которых говорит о принадлежности к тому или иному сообществу – «Юный медик» при мединституте или группа мастерской «Экология» при Летней школе МГУ.

6. Эксперимент: близость

Вопрос:

Чей я?

Каким образом:

Если с тобой разорвали отношения в соцсетях – это тоже больно. Но всё-таки попробовать подойти ближе не так страшно. Опять же – легче отойти. Речь не идёт о полностью виртуальных романах, скорее – о размещёнии реальных симпатий и даже влюблённостей «на миру». Общие фотографии, статусы «ВКонтакте»: «Помолвлена», «Всё сложно», «В активном поиске» – всё это тоже некоторая «примерка» и глубины, и формата близких отношений.

Зачем это нужно:

Опыт, тренировка осознания себя и своих трудностей в общении. Возможность «пощупать»: как мне быть в статусе «Мой/моя девушка/парень». По сути, эксперименты с приближением – отдалением помогают выработать свою собственную модель отношений и определить свои границы в близких отношениях.

Например:

Для кого-то очень важно скорее поставить статус «Влюблён». А кто— то, даже встречаясь с девушкой несколько месяцев, никак не выставляет совместных фотографий, потому что считает свою страницу личным пространством.

7. Чувство юмора

Вопрос:

Над чем я смеюсь?

Каким образом:

«Юмор в соцсетях» – тема, которая ещё принесёт славу какому-то исследователю. Соцсети – очень ироничная среда, в которой представлен юмор самых разных категорий: от тупого, «ниже пояса», рассчитанного на потребителя с полным отсутствием интеллекта, до тонкой иронии, требующей серьёзного бэкграунда. Собственно, большую часть времени подростки в Интернете смотрят (и постят себе на страницу) смешные картинки. Рассматривая этот коллаж, можно понять не только над чем смеётся, но и о чём грустит владелец страницы.

Зачем это нужно:

Юмор – это защитный механизм. Высмеивая те или иные ситуации, мы учимся с ними справляться. Тут можно вспомнить Джоан Роулинг: Гарри Поттер и его друзья-волшебники побеждали боггарта (духа, принимающего форму того или иного страха) не волшебным заклятием, а высмеиванием – нужно было представить себе боггарта смешным. Но даже если абстрагироваться от тех тревог, которые в смешном виде уже не столь ужасны, юмор учит более гибко воспринимать абсурдность мира. А это для подростков, склонных к максимализму и бескомпромиссности, крайне важный навык.

Например:

Из серии Аtkritka: «Если у тебя нет проблем – проверь, есть ли у тебя пульс».

8. Социальная активность

Вопрос:

Что я могу?

Каким образом:

Социальные сети – в каком-то смысле макет социальной реальности. Подросток может не только потреблять, но и сам организовывать то или иное движение в социальных сетях: создавать группы, реализовывать свои проекты, увлекая за собой своих френдов.

Зачем это нужно:

Умение реализовать свою идею – очень ценное качество, фактически профессиональная компетенция, которая может потом пригодиться во взрослой жизни. По сути, это формирование лидерских качеств. Ведь нужно не просто придумать что то интересное, но ещё увлечь других людей, создать команду, поддержать активность в своей группе.

Например:

Это может быть всё что угодно – «Клуб любителей русалок» или «Клуб английского языка» – даже с дальнейшей развиртуализацией проекта.

9. Досье на приятеля

Вопрос:

Кто здесь?

Каким образом:

«Я тебя погуглил» – это давно стало расхожей фразой. Умение собирать информацию становится обычным навыком для подростков. И это важно. Ведь прежде чем принять какое-то решение – дружить или играть в одной группе, доверять кому-то, – нужно просто понять, что за человек рядом, будь то сверстник или взрослый. Такую возможность тоже дают социальные сети. Даже если речь не идёт о новом контакте, быть в курсе, что происходит в жизни огромного числе френдов, и реагировать на то, что интересно – реальность сегодняшнего дня. По статусу «ВКонтакте» можно узнать, что Вася расстался с девушкой (нужно его утешить), а Петя собирается в поход (хочу с ним).

Зачем это нужно:

Психологи, обсуждая эту тему, говорят о «депривации частного пространства», то есть о публичности как о норме сегодняшней жизни. Кот по-прежнему в мешке, но мешок стал более прозрачным. И решения – мелкие и глобальные – о том, как и с кем себя вести, можно принимать, имея более исчерпывающую информацию о приятеле.

Например:

Одних только статусов «ВКонтакте» хватит, чтобы проследить детально жизнь человека за последнее время: «Я вернулся!», «Как больно, когда предают», «Мы играем рок!» Тем более что все статусы отражаются в «Новостях». А если человек незнакомый, то, просмотрев его профиль, вполне можно составить о нём впечатление.

10. Родительский контроль

Вопрос:

Что я могу для тебя сделать?

Каким образом:

Посмотрев контакт своего ребёнка, можно, во-первых, больше о нём узнать – чего ему не хватает, о чём он мечтает. Во-вторых, завязать с ним отношения, играя на его поле. Правда, психологи предупреждают, что тут есть определённый риск. Изучив профиль ребёнка, родители могут переоценить своё понимание подростка и решить, что уже настолько всё о нём знают, что это нанесёт ущерб реальному контакту.

Зачем это нужно:

С одной стороны, для того чтобы приблизиться к миру ребёнка. С другой – безопасности ради. Часто в кризисной ситуации подростки оставляют «сигналы SOS» на своей странице. И очень хорошо, если кто-то взрослый, способный реально оказать помощь, это заметит.

Например:

После того как по Москве прокатилась волна суицидов подростков, педагоги и психологи изучали их страницы. И часто было ясно, что крики о помощи раздавались давно: на аватаре – висельник, в статусе – прощальная записка. Но, к сожалению, подросток не нашёл никого, кто бы адекватно отреагировал на дикие статусы и фотографии на его странице.

консультант: Кирилл Хломов, психолог, к.м.н., директор психологического центра «Перекрёсток»