Моя вторая школа

Моя вторая школа

1-й класс, трудовые будни школьника. Домашних заданий, вроде бы, не задают, но по факту они уже есть. Каждый вечер после работы мама и папа новоиспечённого ученика несут ещё одну трудовую вахту. А ко второму классу вечера превращаются в пытку для всей семьи. По 4 часа делаем каждый день уроки, что же дальше будет? «Идти домой не хочется, как вспомню, что уроки ещё с ребёнком делать», – вздыхает мама.
Поиграть некогда, с утра до вечера – одни уроки. Даже времени на необходимые сон и прогулку нет. Возникает вопрос цены такой учёбы. Ребёнок не успевает отдохнуть и восстановиться, поэтому на следующий день в школе засыпает и не может собраться. Вся семья в попытках помочь школьнику подключает к домашним заданиям бабушек, дедушек, нянь – всех, кто оказывается дома в этот момент.

А то нас всех отругают…

Уроки – это только часть жизни ребёнка, ЕГО жизни. Поэтому важно помнить, что домашние задания – это его ответственность, а не родителей. «Ну уж нет, – не соглашается мама Петра. – Если бы Вы слышали, как меня ругает его учительница, что я мало с ним занимаюсь дома, то поняли бы, почему я сижу с ним часами, чтобы только не было этих вызовов в школу. И на родительских собраниях стыдно». «А чем Пётр увлекается, как он любит время проводить?» – «Да ничем он не увлекается, иногда в компьютер играет, когда разрешаем, но тоже редко, он ведь уроки делает». Петя, слушая маму, уныло вздыхает и тихо шепчет: «Ненавижу школу, и учиться тоже». Грустное дополнение – процесс познания нового уже окрашен негативными переживаниями настолько сильно, что теряется интерес к учёбе, появляется закреплённая реакция поведения: уроки делать только «из-под палки». «А какой выход? Не заставлять? Двойки будут, из школы выгонят!»

Ничего себе, всё детям

Выход, конечно, есть. Начинаем с того, что присматриваемся к особенностям собственного ребёнка. Как быстро он устаёт, как усваивает материал, что даётся труднее всего, что – легче, как часто требуются перерывы. Кстати, отдых – это не 2 часа у компьютера, а двигательные разминки по 5 минут, возможно, прогулка. Определите, какое полушарие мозга (а также рука, нога, глаз и ухо) ведущее (см. рубрику «Движущая сила»). Это поможет учитывать особенности ребёнка, а не пытаться сделать его другим – например, собой. Допустим, мама говорит: «Я делала уроки за 20 минут, никто меня не проверял. Поэтому у меня ощущение, что сын издевается надо мной, уставшей после работы». На самом деле ребёнок нуждается в помощи. Но другой помощи. Не сидеть с ним часами за уроками, с криками и скандалами, а разобраться, что вызывает трудности в учёбе, и помочь с ними справиться. Бывают задания, где без родителей не обойтись, но важно, чтобы ученик сам просил о помощи. Только не нужно делать за него уроки. Иначе к подростковому возрасту, когда ведущая деятельность сменится с учебной на общение со сверстниками, подросток так и не захочет заниматься самостоятельно, полагая, что учится он не для себя, а для родителей.
Ещё важный момент – помнить, что домашние задания не должны занимать всё время после школы. Иначе они превращаются в «монстра» для всей семьи. Конечно, программы в школах разные, есть сложные, поэтому важно правильно оценить способности и возможности ребёнка справляться с данной программой. И даже при повышенных нагрузках важно, чтобы после уроков ещё оставалось время на прогулку, отдых, дополнительные развивающие занятия. Причём такие, к которым ребёнок чувствует интерес. К сожалению, сейчас наблюдается тенденция выбирать по другим критериям: какие предметы в школе сложно даются, такие занятия дополнительно и выбираются. Например, трудно с английским, дополнительно – ещё английский, трудно с математикой – математический кружок. Как тут не чувстовать себя везде неуспешным? А ловушка хорошего родителя в том, что он тоже чувствует себя заложником домашних заданий, пытается ребёнку помочь, думая, что ещё немного потерпеть и потрудиться, поднажать – и будет легче. На самом деле происходит перегрузка, отторжение учёбы ребёнком и конфликты в семье. Необходимо помнить, что детям требуется отдых чаще, сон дольше, чем взрослым, прогулки на свежем воздухе, движение. «Да мы это всё знаем, и врачи говорят, и психологи, но когда это делать?» К сожалению, иногда баланс расписания так нарушается, что вся семья во главе с ребёнком посвящает всё время домашним заданиям и школе, и конфликт неизбежен. А нужно пересматривать расписание, чтобы, даже если уроки не доделаны, человек мог высыпаться, отдыхать. Дополнительные занятия, скорее, исходя из того, к чему есть склонности и желание: тогда, переключаясь на деятельность, которая нравится, ребёнок постепенно учится большей организации в выполнении домашних заданий.

Самостоятельная двойка

Договариваемся с Еленой и Николаем, родителями Петра, что уроки они помогают делать, только если сын просит об этом, и не делают их более 2 часов в выходные в первой половине дня. Включают в обязательное расписание совместные прогулки, отдых, общение. И не доделывают за Петю уроки. Через неделю родители пришли с упрёком – ну и рекомендацию вы нам дали, у ребёнка посыпались двойки! Впрочем, кое-что изменилось. Так как мы договорились его не ругать за оценки (хотя очень хочется!), он стал пытаться что-то делать самостоятельно.
Изменения происходят небыстро, родителям понадобилось несколько месяцев, чтобы понять: их ребёнок – не такой, как они, не отличник (пока). Его темп – медленный, ему требуется больше пауз. Упражнения, которым Петя научился на консультациях у психолога (см. рубрику «Гимнастика мозга»), помогли ему лучше концентрировать внимание, быстрее работать и усваивать материал. Николаю и Елене было сложно принять, что их сын не пойдёт в гимназию, в которой они учились с 5-го класса. Но у них появилось время быть вместе, общаться на другие темы, кроме уроков, интересоваться друг другом. И уроки постепенно заняли своё необходимое место в режиме дня ребёнка, а не родителей. Сейчас Петру уже 13 лет, и он не всегда делает уроки, но он их делает сам, может обратиться с вопросом к родителям, и контакт с ними есть.

Выход из ловушки хорошего родителя:

  1. Понять и принять особенности своего ребёнка.
  2. Помнить, что школьные задания – это задания ученику, а не его родителям.
  3. Ребёнок имеет право получать разные оценки и учиться сам. Вы оказываете необходимую помощь, а не делаете за ребёнка уроки.
  4. Помочь ребёнку организовать дополнительные занятия по его устремлениям и способностям, поддерживая, таким образом, его уверенность в себе, что даёт силы и другое отношение к учебе.
  5. Помнить, что домашние задания – это только часть жизни ребёнка, важно не лишать его других частей жизни, и самих себя тоже: радости общения в семье на другие темы, других занятий, совместного отдыха.