Трудности обучения письму

№ 10, 2015
Рубрика: Если учиться тяжело
Автор статьи: Марьяна БЕЗРУКИХ
Трудности обучения письму

Плохой почерк, большое количество ошибок, неумение изложить собственную мысль – это лишь небольшой перечень проблем, с которым сталкиваются учителя и родители современных детей.

Есть дети, которые, закончив начальную школу, не помнят, как пишутся буквы, делают множество ошибок при списывании. Правильно написанные диктанты и изложения оказываются для них непосильной задачей. О чёткости письма (замечу, не о каллиграфической правильности) и грамотности и вовсе говорить не приходится. По данным специальных исследований Института возрастной физиологии, от 40 до 60 % учащихся начальной школы имеют непроходящие трудности обучения письму. Фактически к окончанию начальной школы у них не сформирован элементарный технический навык, а значит, невозможно дальнейшее его совершенствование и формирование. Почему это происходит? Есть несколько основных причин.

  1. Письмо рассматривают как графический (моторный) навык, для формирования которого нужно лишь хорошее развитие мелкой моторики.
    На самом деле письмо – это сложнейший навык, для формирования которого необходим определённый уровень развития речи и внимания, восприятия и памяти, моторики и мышления. Начало обучения письму приходится на возраст 6,5–7 лет. У очень многих первоклассников эти функции ещё не достигли необходимой зрелости, но уже в детском саду при подготовке к школе детей заставляют писать.
  2. За последние десятилетия время на обучение письму в 1-м классе постоянно сокращается, нет возможности для закрепления, тренировки.
    Формирование навыка письма – длительный и медленный процесс. Дети, увы, по-разному видят букву, по-разному схватывают необходимую траекторию движений и чаще закрепляют в процессе обучения свои же ошибки. Чем выше темп обучения, тем меньше ребёнок осознаёт, что делает, и тем труднее ему контролировать себя. Ему некогда оценить, правильно ли выполнено действие, нет возможности продумать следующий шаг. Из-за спешки получается не буква, а что-то вроде – «каракули», – и именно этот неправильный вариант становится привычным. При быстром темпе письмо становится небрежным, штрихи – неровными, буквы не имеют чёткой и стабильной конфигурации, появляется много исправлений, поправок, «неправильных» букв. В результате формируется почерк, который мы, взрослые, называем неряшливым и плохим. Закрепляется самый неэффективный, нерациональный вариант движений, который мешает ребёнку перейти к следующему «уровню сложности». К сожалению, большая часть современных методик обучения письму не учитывает всего этого и строится на принципе механического копирования – «смотри и делай как я».
    Особые трудности отмечаются у медлительных, гиперактивных и леворуких детей.
    Сокращение времени на формирование навыка письма и высокая скорость письма в классе резко ухудшают не только графику (качество письма), но и грамотность. Почему? Это легко объяснить. Письмо – не только выполнение графических движений, но и сложнейшая работа по звукобуквенному анализу, то есть переводу фонемы (звука) в графему (букву).
  3. Форсирование письма и сокращение времени на обучение снижает возможность формирования эффективного механизма звукобуквенного анализа, использования правил.
    Сначала ученик должен осознать, осмыслить, как делать – уяснить алгоритм действия, например, при выполнении каждой отдельной буквы, траекторию движений – откуда начать, куда вести руку, где закончить. Пока этого не произошло, всё его внимание сосредоточено на выполнении движения, больше ни на что времени не остаётся. Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет и напряжённость письма, и медленный темп. Именно поэтому на начальных этапах обучения нельзя торопить ребёнка, требовать быстрого выполнения письменных заданий.
    По мере формирования навыка письма меняется и сама структура этого процесса. Выделение отдельных звуков, перевод фонем в графемы, программирование предстоящего движения, осознание, с чего начать и что делать дальше, уже не занимает столько времени и не требует такого внимания и контроля, как на первых этапах.
    Только тогда, когда ребёнок будет легко «схватывать» не только слово, но и фразу, когда научится формулировать и записывать свою мысль, а всё остальное уйдёт из-под контроля сознания, это будет письменная речь.
    Анализ формирования письменной речи показал, что для первоклассников и второклассников трудно выделить определённую мысль из ряда других, а в 3-м и 4-м классе на первое место выходят проблемы определения связи между разными мыслями и составления смыслового целого. Это связано с тем, что в 1-м и 2-м классе дети ещё концентрируют внимание на каждом слове или предложении. И только в 3-м и 4-м классе, когда техническая сторона письма не требует отдельного контроля, возможен анализ смысловых связей внутри текста.
    Письменная речь невозможна при несформированном техническом навыке письма. Возвращение сочинения в число школьных экзаменов показало, насколько актуальны сегодня проблемы её формирования.

Что делать при нарушении письма и почерка в начальной школе?

Выход один – провести работу по формированию навыка письма с самого начала. Можно сделать это в течение лета, используя комплект (4 тетради) прописей, с первой до последней страницы, добавив сначала списывание небольших текстов, а затем (для школьников 2–4-х классов) – написание сочинений на любую тему.