Трудности обучения чтению

Трудности обучения чтению

«Все буквы знает, а читать не хочет», «Чтение у него странное: в каждом слове правильно читает лишь первые буквы, а дальше пытается угадать слово. Чаще не угадывает…», «Вроде все слова читает, но не понимает то, что читает». Это отрывки из писем, описывающих трудности чтения.

К ним можно добавить то, что есть во всех подобных письмах: «Читать не любит».

Такие проблемы характерны для многих школьников. Отчего они возникают? Почему сегодня так много детей, которые «не любят читать»? Начнём со второго вопроса – на него проще ответить.

Дети действительно не любят делать то, что требует особого напряжения, что сложно выполнить, и то, что у них получается плохо. Такая работа не приносит удовлетворения ребёнку, а ситуация неудачи подкрепляется недовольством взрослых (и учителя, и родителей). Такой прессинг сложно выдержать, поэтому дети стараются любым путём оградить себя от неприятностей, а самый простой путь – не читать.

А теперь разберёмся, почему так сложно научиться читать, ведь большинство родителей начинают учить ребёнка задолго до школы. В этом-то и дело. Чем раньше заставляют (подчеркну – заставляют) читать, тем сложнее этот процесс.

Рано, ещё раньше!

В формировании навыка чтения можно выделить три этапа:

Первый этап – аналитический: осознанное, контролируемое различение буквенных знаков, сопровождаемое анализом звука, и связывание звука с буквой. На этом этапе чтение побуквенное, послоговое.

Второй этап – синтетический: различение буквенных знаков, звуковой анализ, связывание буквы со звуком сливаются в единый процесс, и воссоздаётся звуковой образ слова (чтение словами). Но такое целостное действие требует больших усилий и контроля.

Третий этап – автоматизация: различение букв, звуковой анализ и воссоздание звукового образа слова уже не требуют направленного внимания, а звучащее слово связывается с его значением, что позволяет воспринимать целостное высказывание и понимать его смысл.

Эти этапы освоения навыка – лишь начальный, технический уровень, но и он нелёгок и длителен. Осложняет этот процесс несколько факторов.

Во-первых, очень раннее (до 5 лет) или сверхраннее (с 3 лет) обучение чтению. В этом возрасте ребёнок может выучить все буквы, уметь их различать, но у  него ещё недостаточно развиты зрительное восприятие, внимание, память, и это не даёт связывать буквы в слова. Вот оно: «Все буквы знает, а читать не хочет». Стоит понять – ещё не может, а не «не хочет». Интерес детей к буквам, к чтению нужно поддерживать, используя игры, задания, занятия, развивающие все познавательные процессы, но не заставляя ребёнка читать.

Во-вторых, формирование навыка чтения осложняют возрастные особенности. Даже в возрасте 5–6 лет (когда начинают активно учить грамоте) большинство детей ещё не до конца способны делать не только то, что хочется, а и то, что от них требуют в данный момент, концентрировать внимание. У них недостаточно сформированы зрительно-пространственное восприятие, зрительная и рабочая память и другие когнитивные функции. А все они обеспечивают реализацию каждого действия в сложной структуре процесса чтения. Поэтому для многих детей, даже выучивших все буквы, этот процесс остаётся очень сложным.

Вперёд, только вперёд!

Далеко не все учащиеся к окончанию начальной школы переходят к третьему этапу формирования навыка. Многие умеют читать «технически», но не всегда понимают, что прочли. Отчего? Одна из главных причин, так же, как и при письме, – форсирование скорости обучения, недостаточное освоение и закрепление первых этапов. Интересно, что запись движений глаз при чтении даёт картину, сходную со схемой движений руки при письме. На первом этапе ребёнок долго фиксирует взгляд на каждом слове (идёт анализ каждого элемента буквы), неоднократно возвращается к уже прочитанному слову (если необходим дополнительный анализ букв или смысла слова), взгляд неоднократно «убегает» вверх и вниз от строки (нарушается концентрация внимания, которую трудно удерживать, фиксируя поле чтения) и т. п.

Поэтому так важно на начальных этапах формирования навыка читать медленно.

Постепенно ритм движений глаз становится ровнее, время фиксации взгляда сокращается, количество возвратных движений уменьшается и скорость чтения постепенно увеличивается.

Быстро, ещё быстрее!

Главный фактор, затрудняющий процесс формирования навыка чтения, – высокая скорость чтения, которую требуют от ребёнка взрослые. Разумеется, из лучших побуждений, ради тренировки. Между тем важно знать: в новых стандартах начального образования нет никаких нормативных цифр скорости чтения. Каждый ребёнок должен читать в своем темпе.

Что же происходит в тех случаях, когда ребёнка заставляют быстро читать на начальных этапах? Нарушается механизм чтения – ребёнок путает буквы, неверно проводит звуковой анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова. В результате – читает с ошибками. Но чаще при требовании «читать быстрее» формируется такой механизм чтения, при котором ребёнок успевает выделить лишь первые 2–3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно), и приходится начинать чтение слова заново. Этот вариант чтения даже получил название «угадывающее чтение».

Именно при таком чтении отмечается большое число возвратных движений глаз к уже прочитанному слову. Это резко замедляет скорость чтения, осложняет восприятие слов и понимание смысла читаемого текста. Многократные угадывания, повторный анализ слов приводят к тому, что формирование навыка чтения «застревает» на втором этапе, не позволяя осознавать смысл слов, нарушая восприятие текста. Такие дети читают, не понимая, и в основной, и в старшей школе, а формировать навык чтения заново очень сложно. Невозможно научить пятиклассника или девятиклассника понимать текст, если он не освоил эффективную технику чтения в начальной школе.

«Плохое» чтение, отмечаемое у детей к концу начальной школы, можно рассматривать как неэффективный процесс чтения, при котором не воспринимается полностью общий смысл текста, затруднено или нарушено выделение основной мысли текста, затруднён или невозможен пересказ текста, а также использование содержания текста для собственных выводов, решений, действий.

Для того чтобы избежать этих проблем, необходимо:

  1. готовить дошкольников к чтению, развивать восприятие, внимание, память и другие функции, а не заставлять читать;
  2. не форсировать скорость чтения на начальном этапе обучения, не торопить, не проверять чтение «на скорость»;
  3. учить ребёнка осознанному чтению, пониманию смысла каждого слова и текста в целом.