О тех, кого травят

О тех, кого травят
В последние годы мы все – и дети, и родители – всё чаще сталкиваемся не просто с детской агрессией (причём не только у подростков), но с буллингом, то есть травлей. В отличие от спонтанной, эпизодической, ситуационной агрессии буллинг – это умышленное и систематическое издевательство, третирование, физическое и психологическое давление, направленное на определённого ребёнка. Причём это не разовое, а многократное и целенаправленное издевательство, насилие.

Буллинг бывает разный. Это может быть физическая агрессия – от толчков и пинков до использования различных видов оружия и жестокого физического насилия. Это явный вид травли, который не проходит мимо внимания взрослых. В этих случаях в разрешение ситуации быстро включаются родители и педагоги. Психологическое давление и издевательства не менее часты. Но они, как правило, более изощрённы и проявляются в разных формах. Это могут быть словесные оскорбления, унижение, запугивание, насмешки, высмеивание особенностей. Предметом насмешек могут быть внешность и успеваемость, социальный статус родителей и одежда, друзья, национальная принадлежность, половая или религиозная ориентация.

Сам виноват, что обижают?

Реакция на травлю зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, состояния его нервной системы, уверенности и самооценки, наличия близких друзей и поддержки взрослых. Эмоциональные, тревожные, неуверенные «одиночки» легко могут стать объектом издевательств. Причём ситуация всегда осложняется, если взрослые (и родители, и педагоги) не готовы или не хотят видеть изменение состояния ребёнка, не откликаются на его жалобы («сам виноват», «учись сам решать проблемы», «не обращай внимания»). То, что взрослым кажется не стоящим внимания, может быть жизненно важным для ребёнка.

Изменения в поведении ребёнка, которые могут быть признаками буллинга:
  • подавленность;
  • тревожность;
  • нежелание идти в школу или выходить из дома;
  • резкая смена настроения;
  • испорченные вещи, запачканная, порванная одежда, синяки.

Буллинг опасен не только сиюминутным негативным воздействием на ребёнка, но и тем, что не проходит бесследно. Он рождает страх, повышенную тревожность, создает физическое и психологическое напряжение, а при длительном воздействии может привести к серьёзным нарушениям психического здоровья. Одним из вариантов психологического буллинга является изоляция жертвы, бойкот, исключение из общения.

Игнорирование – вариант травли, который очень тяжело переживается подростками, вызывает психологическое напряжение, повышает тревожность, провоцирует депрессию. Иной раз в ходе травли используется шантаж и вымогательство, которые заставляют жертву выполнять все требования обидчиков и при этом не жаловаться, сохранять в тайне эти действия. Совсем не редко в буллинге используются все виды, а физическое насилие сочетается с психологическим.

Специальные исследования показывают, что последствия травли не проходят на протяжении всей жизни человека. Люди, подвергавшиеся подобному воздействию, чаще страдают депрессиями, низкой самооценкой, нарушением психического здоровья.

Как травят в Интернете

Активное общение подростков в социальных сетях и технические возможности обработки фотографий, привлечение к участию в буллинге широкого круга сверстников привели к возникновению новой формы издевательств – так называемого кибербуллинга. Он имеет свои особенности:
  • травля обычно происходит в закрытых группах школ, куда родителям и учителям доступа не дадут, а также в личных адресных сообщениях;
  • на открытых площадках информация «растекается» с большой скоростью, включая не только знакомых, но и незнакомых;
  • для современных подростков интернет-общение очень значимо, поэтому просто «отключить от сети» и тем решить проблему не удастся.

Кроме того, травля на расстоянии для тех, кто издевается над жертвой, усиливает ощущение безнаказанности, а у жертвы – чувство бессилия, невозможности ответить, противостоять насилию.

Как призвать к ответу?

Любые жалобы на повторяющуюся агрессию требуют внимания, обсуждения, разбора. Это не значит, что в любых случаях необходимо принимать «серьёзные меры», выяснять отношения с обидчиками и их родителями. Конечно, случаи физической агрессии, даже единичные, нельзя оставлять без внимания. Каждый необходимо зафиксировать. Но и тогда лучше обсудить ситуацию с учителем, администрацией школы, родителями (если речь идёт о школьниках). Дополнительных доказательств физического буллинга, как правило, не требуется.

Доказать психологический буллинг сложнее – от насмешек и издёвок легко отказаться, если нет свидетелей. Да и жертвы не всегда жалуются, боясь огласки и непонимания родителей. Поэтому нельзя советовать ребёнку «не обращать внимания». Наоборот, необходимо проявить настойчивость и собрать доказательства.

При сборе доказательств кибербуллинга есть комплекс специфических проблем:
  • многие родители недовольны тем, что ребёнок «погружён» в Интернет, а происходящего там не принимают всерьёз, и в случае кибертравли ограничиваются советом: «Выключи компьютер, не будет проблем»;
  • сообщения быстро удаляются обидчиками, поэтому необходимо при первом же их появлении делать снимок экрана (принтскрин) – его можно распечатать и предъявить учителю;
  • юридических границ кибертравли практически не существует, за исключением угроз жизни, но если такие имеют место, их обязательно нужно сохранить: это и есть доказательство.
К обсуждению проблемы в школе (с классным руководителем, дирекцией) следует тщательно подготовиться, а не действовать сгоряча. Нельзя исключить ситуацию, когда школа не может остановить травлю. Тогда наименее травмирующим решением для ребёнка может стать перевод в другую школу.

Но и прекращение издевательств далеко не всегда сразу снимает тревожность, страхи, функциональные нарушения. Необходимо время для того, чтобы ребёнок «пришёл в себя». Многим детям бывает необходима помощь квалифицированного психолога, а нетерпение и недовольство родителей – «тебя никто уже не трогает», «всё давно в прошлом», «нельзя зацикливаться» – могут только осложнить ситуацию.

Страдают все

Важно отметить, что травля оказывает негативное влияние на состояние и личностное развитие не только детей-жертв, но и тех, кто над ними издевается. Открытая агрессия в сочетании с отсутствием сопротивления, безнаказанностью и поддержкой группы (часто буллинг осуществляет группа) ломает личности всех соучастников. Жестокость и зависимость от группы, сплочённой для издевательств над более слабыми, ложное представление о собственной силе и власти над людьми могут стать толчком к криминальным и уголовно наказуемым действиям.

В прекращении травли должны быть заинтересованы не только родители «жертв», но и родители «преследователей». Именно поэтому к решению проблемы необходимо привлекать не только детей-участников конфликта, но и родителей с обеих сторон. Причём меры должны приниматься немедленно, сразу же после поступления первого сигнала или жалобы.

текст: Марьяна Безруких, д.б.н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО