Только для ВЗРОСЛЫХ

№ 4, 2010
Рубрика: Ситуация
Только для ВЗРОСЛЫХ

Закрытый показ

Каждый вечер в семье Тихоновых повторяется один и тот же разговор. Первоклассника Диму трудно убедить в том, что пора спать. Он приду­мывает все новые аргументы, подтверждающие его способность сохранять бодрость до полу­ночи. Причиной раздора является детективный сериал, который показывают по телевизору.

— Мам, я совсем чуть-чуть посмотрю! — ка­нючит Дима.

— Нет, солнышко, уже поздно, — в который раз повторяет мама.

— Но вы же с папой смотрите, а вам тоже рано вставать на работу.

— Димка, там стреляют и всякие кровавые ужасы показывают. Зачем тебе это? — пытается вразумить сына папа.

— А я не боюсь стрельбы, и крови тоже, — хо­рохорится Дима.

— Так, разговор окончен, тебе пора спать! — теряет терпение мама.

Отказывая ребенку в возможности смотреть «взрослые» фильмы, родители невольно подталки­вают его к уверенности в том, что совершеннолетие — это рубеж, после которого можно ложиться спать под утро, наслаждаться боевиками или ужастика­ми и вообще делать все то, чего маленьким нельзя.

Есть объяснение гораздо более приемлемое и ме­нее обидное, чем «мал, не дорос»: причина запрета -в различиях восприятия взрослых и детей. На­помните ребенку, как в прошлом году он не мог по­нять, в чем смысл таблицы умножения, а теперь легко ее применяет, три года назад панически бо­ялся Деда Мороза — а теперь собственноручно пишет ему письма. Такие примеры из жизни помогут убедиться, что восприятие и мышление постоянно совершенствуются, пусть даже ты чувствуешь, что достиг максимума в развитии. А в качестве главно­го аргумента используйте заботу о здоровье ребен­ка. Младшекласснику не следует читать найденный на журнальном столике мамин «женский роман» не потому, что там что-то недозволенное, а про­сто чтобы не создавать лишней нагрузки на зрение. Пусть лучше глаза «поработают», пытаясь осилить школьную программу по литературе.

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют — для того чтобы ро­дительский контроль не воспринимался ребенком «в штыки», необходимо сочетать его:

  • с высоким уровнем доверия между родителями и детьми;
  • с включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения;
  • с готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется.

В режиме онлайн

Тамара Васильевна удивилась, сколько у дочери друзей в социальной сети и каким количеством информации девочка делится с интернет-сообществом.

— Ты понимаешь, что каждый из двухсот твоих «друзей» знает, где ты живешь, где чаще всего бы­ваешь, и что твои родители купили за последний месяц. А ведь половину из них ты никогда даже не видела. За милым образом тринадцатилетней Маши Сидоровой вполне может скрываться со­рокалетний вор Миша Петров. Если он узнает, что наша семья уехала из города на выходные, то сможет беспрепятственно обворовать квартиру.

— Я не виновата, что многие интересуются мной, — гордо ответила Оксана. — А ты всегда была необщительной, поэтому у тебя в друзьях только мы с папой да две коллеги.

Чем больше свободы предоставляется школьни­ку, тем сильнее он верит в собственное могущество. Разрешив ему самостоятельно ходить из школы до­мой, ездить на автобусе, пользоваться Интернетом, важно очертить границы дозволенного.

Между строк

Дарья Анатольевна давно не виделась со сво­ей институтской приятельницей. Сидя на кухне и неторопливо потягивая ароматный зеленый чай, женщины никак не могли наговорить­ся. Тая, 14-летняя дочь Дарьи Анатольевны, с огромным интересом слушала их воспомина­ния, обмен новостями.

— Кажется, уже начался твой любимый се­риал о школьниках, — иди, посмотри! — обрати­лась мама к девочке.

— Я лучше с вами посижу, — ответила Тая, ожидая, чем же закончится история про скоро­палительный брак неведомого ей Владика.

— Может быть, тогда ты займешься рефера­том? — предложила Дарья Анатольевна.

— Его же нужно сдавать через неделю! Ну, а Владик-то женился? — настаивала Тая.

— Тогда про Владика ты мне расскажешь по­том, — обратилась Дарья Анатольевна к подру­ге, сделав выразительное движение бровями.

Если ребенок задает «неудобные» вопросы, касающиеся жизни других людей, можно ответить, что речь идет о чужой тайне. Но существует мно­жество других «скользких» тем, которые дети мо­гут неправильно понять. Нередко доверительные отношения с ребенком наталкиваются на преграду в виде педагогических запретов. Например, не стоит говорить школьнику, что нелицеприятные эпитеты, которыми он за глаза награждает свою учительни­цу, — чистая правда. Не стоит обсуждать при сыне или дочери, каким «чудесным способом» сосед поступил в институт. Если инициатором нежела­тельной беседы являетесь не вы, а кто-то из домаш­них, постарайтесь перевести беседу в нейтральное русло или дайте понять, что сейчас не готовы гово­рить об этом.

Не только рассказать о возможных опасностях, но и показать, как оплошности сына или дочери могут навредить другим. Иначе, повинуясь детскому мак­симализму, ребенок будет считать, что, осваивая но­вую для него сферу жизни, он может без конца экспе­риментировать. Например, ребенок не задумывается о том, что, изменив без предупреждения привычный маршрут от школы до дома, он тем самым заставля­ет волноваться маму, отправившуюся ему навстречу.

Ограничивая самостоятельность школьника, можно использовать аналогию с компьютерной игрой. Что будет, если он начнет играть в незнакомую «стрелялку» с самого сложного уровня? Он очень быстро растеряет все свои «жизни».

Дайте ребенку понять: вы уважаете его жизненный опыт, но считаете, что в силу возраста он не успел по­бывать во всех тех ситуациях, с которыми знакомы взрослые. Поэтому, пока он не освоит первый уро­вень сложности (например, не верить безоговорочно той информации в Сети, которую невозможно прове­рить), опасно сообщать о себе все подряд.

Излишняя откровенность в Сети может обернуться серьезными проблемами для всей семьи.