Экзамены в школе – это испытание и для старшеклассников, и для их семей. Психологи считают, что родители могут помочь своему ребенку пережить этот сложный период.

В труде и в отдыхе

Вообще неплохо вместе составить распорядок дня на время подготовки к экзаменам. Исходные данные такие: после возвращения из школы около двух часов – на выполнение текущего домашнего задания, и 8–9 часов – на сон. А вот оставшееся время нужно распределить на подготовку по всем тем предметам, по которым будут сдаваться экзамены. Родители должны учитывать биоритмы своего ребенка, чтобы правильно распределить время между занятиями и отдыхом. Однако доктор медицинских наук Нина Сухотина не рекомендует заниматься спортом в середине дня, так как после физической нагрузки хочется спать и сложно снова заставить мозг работать. Поэтому врачи советуют «жаворонкам» налечь на занятия утром, а погулять или заняться спортом вечером. «Совам» же – наоборот, лучше всего работается вечерами. Перерывы для гимнастических упражнений просто необходимы. Есть специальные комплексы для тех, у кого в основном сидячая работа. Особое внимание следует уделять шее и спине. Идеален бассейн – он расслабляет мышцы, успокаивает нервную систему. Специалисты советуют почаще менять сферу деятельности. «Однако это не значит, что, посидев два часа над математикой, можно смотреть телевизор, – говорит психолог Мария Генге. – Лучше будет, если ребенок займется русским языком или почитает учебник истории». Не нужно забывать и подкармливать мозг. В период весеннего авитаминоза фрукты, овощи, соки и витамины необходимы всем, но активно мыслящим подросткам рекомендуются еще и поливитаминные комплексы с аминокислотами.

Как работать головой

Чем больше времени ребенок беспрерывно занимается зубрежкой, тем меньше он запоминает. Не следует сидеть за книгами все выходные. Сходите всей семьей, например, в музей. Школьник отвлечется, отдохнет, а на экзамене сможет блеснуть интересной информацией, которой нет ни в одном учебнике. Ведь увиденное своими глазами запоминается крепко и мгновенно. А уж если вы точно знаете, что у ребенка зрительная память развита лучше, помогите ему сделать карточки или таблицы с формулами. Если у него развита слуховая память, купите аудиокниги. Таким детям перед экзаменами неплохо и почитать конспекты вслух. Значительная часть успеха на экзаменах – это хорошая память. Запоминание бывает непроизвольным, когда мозг, как губка, впитывает информацию и отправляет ее в подсознание. Иногда эти знания сами «всплывают» в стрессовых ситуациях, то есть как раз на экзаменах. Но целиком на такую память надеяться не стоит. Другой вид запоминания – произвольный. У него есть две модели: смысловое (логическое) запоминание и механическое. При смысловом – главное хорошо понимать то, что нужно запомнить. Легко можно запомнить основные этапы войны, выстроив хронологическую цепочку событий. А формулы, правила и теоремы можно запомнить только механически, повторяя их несколько раз. Лучше всего зубрить сложные правила в несколько этапов:

  1. Несколько раз прочитать формулировку правила.
  2. Через несколько минут, перечитав правило еще раз, воспроизвести его по памяти.
  3. На следующий день попробовать сразу воспроизвести правило, уже никуда не заглядывая.

Если с первого раза не получится, надо перечитать материал еще несколько раз, а потом повторить по памяти.

Опасности и тревоги

Если ребенок жалуется на головную боль, говорит, что читает, но ничего не запоминает, если аппетит испортился, он плохо засыпает, а после сна встает не выспавшимся, – значит, он переутомился. Исследования показывают, что требования к выпускникам школ и абитуриентам гораздо выше их возможностей. Врачи в таких случаях категоричны: при первых же подобных симптомах нужно обращаться к психоневрологу за консультацией. Наконец, родители в период выпускных экзаменов должны быть готовы к тому, что у ребенка появится чувство тревоги. Тревожность будет мешать во время экзаменов, сковывать память. Ученик будет думать не о том, как лучше построить ответ, а что ему делать, если он не получит хорошей оценки.

— У подростка есть одна цель – сдать успешно экзамены, поэтому часто его беспокоит вопрос, а что будет, если он не поступит в вуз? – рассуждает психолог Мария Генгер. – Тревога снижает активность человека и забирает много нервных ресурсов. Поэтому родители должны проговорить с ребенком все возможные варианты, в том числе и ситуацию, если он не поступит в вуз. Если беседа не поможет, лучше обратиться за помощью к психологу.



Подъем

Во время подготовки к экзаменам очень нужен здоровый сон. Поэтому важно не переутомляться и соблюдать режим дня. А утро лучше начинать с зарядки. 

Питание

Для умственной активности важно правильное питание. Не следует забывать и о поливитаминах. 

Занятия

Психологи считают, что нужно делать перерывы в занятиях, иначе зубрежка будет неэффективной.

Спорт

Просидев два часа за книгами, нужно хотя бы 20 минут погулять на улице, размяться или погонять мяч. Мозгу нужен кислород!