Не довести до предела

№ 5, 2009
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА

С чем у вас ассоциируется слово «май»? Наверное с солнцем, зеленеющей листвой и предчувствием лета? А вот у психологов – с понятием «маяться»…
Конец учебного года – непростое время. Кажется, впереди маячит финиш. Осталось только все сдать – и лето! Но в том-то и закавыка, чтобы «все сдать»: вокруг ликует жизнь, а расслабляться нельзя. Как результат – стресс. Причем, как уверяет психолог Светлана Смирнова, основными нагнетателями напряжения оказываются родители.

1-й класс: экзамен для мамы

Всего год назад в начале мая в семье шестилетнего Никиты царила паника. Парня готовили к поступлению в 1-й класс. Уже читает, считает. Чего же дома еще год сидеть?
Выбрали лучшую в округе школу, пришли на собеседование. И дальше началось страшное: на все вопросы психолога и педагогов Никита упрямо молчал. Мама краснела, бледнела, пыталась растормошить сына, но без толку. С тем и ушли. Правда, напоследок педагоги, пожалев маму, пообещали прослушать Никитку еще раз: «Только уж вы подготовьте его получше!»
— Уж подготовлю! – по дороге домой опозоренная мама всыпала сыну по полной. И пообещала удлинить ежедневные занятия.

С. Смирнова:

Никита просто «выключился» – это нормальная реакция на стрессовую ситуацию. Школы со всевозможными углублениями традиционно предъявляют высокие требования к ребенку. А родители еще больше нагнетают: «Ты обязан быть лучшим!», «Не забудь сказать еще и это!» Но Никите повезло: мама после своего «позора» привела его к психологу. И выяснилось, что мальчик еще весь в игре. Он просто пока не готов стать первоклассником.
Поэтому мы с его мамой приняли такое решение: 1 сентября Никита отправился в прогимназию при той же школе. Плюс активно занялся айкидо. За год окреп физически. Заскучал по друзьям – тем, кто уже пошел учиться. В итоге собеседование в нынешнем апреле Никита прошел с блеском и ждет-не дождется, когда же начнутся занятия. То есть все закончилось хорошо. Чего не произошло бы, если бы родители все-таки настояли на поступлении в 1-й класс в прошлом году.

Ошибка взрослых:

воспринимать поступление ребенка в школу как собственный экзамен на «мать (варианты: отца, бабушку, дедушку) талантливого ребенка».

Совет:

в выборе школы нет ничего фатального, ведь после 4-го класса, получив все, что необходимо от началки, многие переходят в другую.

5-й класс: новые испытания

Четвероклассник Денис – лучший ученик в классе. Но в его школе стремление хорошо учиться является, скорее, исключением, а не правилом. Поэтому мама решила перевести сына в более сильную школу, в более благополучную среду. Но папа против! Он в детстве был в подобной ситуации: всегда лучший на фоне балбесов-одноклассников. Итог: чувство избранности позволило добиться успеха в жизни. При этом умеет найти язык с людьми из любого социального круга. Итак, родители скандалят из-за будущей «карьеры» сына. А Денис меняет свое решение чуть ли не каждый день.

С. Смирнова:

Денис действительно по интеллекту на голову выше одноклассников. Но он – зажатый, закомплексованный мальчик. Для таких переход в новый коллектив – лишний стресс. Дополнительный к тому, который испытает каждый ребенок, поступивший в 5-й класс. Ведь вместо одной доброй учительницы у него появятся несколько новых, строгих. Вместо привычного класса, ставшего родным, – множество кабинетов. А если еще и школа, и одноклассники незнакомые – это совсем тяжело. Впрочем, все эти трудности проявятся только 1 сентября.
А вот мамы и папы будущих пятиклассников начинают переживать еще с зимы: где ребенку лучше продолжить учебу? Как он справится с собеседованиями и экзаменами (они хоть и запрещены, но – под другими «именами» – проводятся ради отбора в сильные классы)? И накручивают свое чадо.
С родителями Дениса мы договорились так: на будущий год он останется в своей школе, но перейдет в другой – более сильный – класс. А углублять знания сможет с помощью репетиторов, кружков и т.п. Полегчало всем.

Ошибка взрослых:

стремление одномоментно обеспечить любимому чаду счастливое будущее на всю оставшуюся жизнь

Совет:

подготовить ребенка к 5-му классу нужно заранее. Детально расскажите ему о том, что будет много новых учителей. Причем не обязательно все понравятся тебе, и не всем понравишься ты сам. Что придется переходить из кабинета в кабинет и портфель на перемене оставлять у двери класса. То есть все – очень детально, вплоть до мелочей. Потому что стресс возникает именно из-за того, что ребенок просто не понимает, как себя вести в новых обстоятельствах.

9-й класс: выбор пути

В этом году Артем заканчивает 9-й класс. Родители с зимы требуют от него ответа: «Пойдешь в 10-й класс или в колледж? И вообще, кем хочешь быть?» Под нажимом взрослых Артем наконец-то решает: «Буду юристом!»
После чего папа с мамой – конечно, из лучших побуждений! – начинают перечислять, с какими трудностями ему придется столкнуться. Например, сложности при поступлении, долгая учеба, маленькая зарплата на первых порах… Они хотят убедиться, что ребенок принял осознанное решение. А утром выясняется, что сын передумал и теперь хочет быть артистом. Родители в панике: какой непостоянный, несерьезный! Но тут же предлагают новый вариант развития событий: зависимая профессия, аморальные нравы артистической среды…

С. Смирнова:

Окончание 9-го класса – сложный период. Нужно не только сдать ЕГЭ, но и решить: переходить в 10-й класс или поступать в колледж? При этом только каждый 10-й ребенок (причем, в основном, девочки) уже действительно определился, кем быть. И родители паникуют: боятся ошибиться. При этом им уже хочется снять с себя часть ответственности, поэтому они требуют от ребенка самостоятельного решения.
Но что именно слышит и понимает в данной ситуации Артем? Что любой его выбор – ерунда. Родители его не одобряют и расстраиваются. В результате он может махнуть рукой на учебу вообще. И погрузиться с головой в общение со сверстниками, тем более, что именно общение для подростка – ведущая деятельность. Или вдруг начнет болеть. Или впадет в депрессию.

Ошибка взрослых:

предъявлять подростку те же требования, что и к сформировавшейся личности, – некорректно и даже жестоко.

Совет:

заранее познакомьте ребенка с максимальным количеством профессий. По закону дети могут работать с 14 лет, вот пусть и воспользуются этой возможностью. Ведь никакие беседы не заменят практического опыта.
Необходимо осознать, что выбор пути в 9-м классе не окончательный. Даже если ребенок ошибется с выбором колледжа, не страшно: зато поймет, какой род деятельности ему точно не подходит. А заодно и профессию приобретет.

11-й класс: самый тяжелый год

Весь ужас в том, что от меня сейчас ничего не зависит, – признается мама одиннадцатиклассника Кирилла. – Сын вроде бы и занимается, ездит на курсы. Но вдруг этого недостаточно? А завалит ЕГЭ – никуда не поступит!

С. Смирнова:

В мае в очень сложной ситуации находятся и выпускники, и родители, и учителя (ведь и их благо зависит от результатов ЕГЭ). Сейчас главная задача взрослых: не додавить замученного
ребенка окончательно, напоминая, чего он не успели не знает. А сделать акцент на успехи: хвалить не только за достижения, но даже и за саму попытку
достичь. И спросить: мол, чем могу тебе помочь? Может, например, нанять репетитора, чтобы объяснил трудную тему?

Ошибка взрослых:

детей не приучили к такой форме аттестации, как ЕГЭ, но почему-то уверены, что они должны приспособиться к ситуации.

Совет:

настраивайте ребенка на успех. Поймите сами и объясните ему: сколько бы баллов ни получил, не страшно. Прорвемся! А на всякий случай продумайте запасные варианты: в конце концов, есть колледжи, куда примут и без результатов ЕГЭ за 11-й класс.

10 признаков стресса

На протяжении всего учебного года мама первоклассницы Даши замечала: дочка при любом затруднении начинает жаловаться: «Животик болит!» Мама обдумала ситуацию, а потом мягко расспросила:
— Ты боишься, что что-то не получится?
— Да! – вздохнула дочка.
И животик болеть перестал: необходимости прятать напряжение за симптомом болезни больше не было.
— Для младшеклассников такие проявления стресса, как боли, аллергия, температура – дело обычное. И внимательные родители могут их легко отследить, – комментирует ситуацию психолог Галина Горина. – После чего достаточно успокоить ребенка, дать ему отдохнуть. И тем самым не позволить закрепиться реакции: стресс – боль.
Со старшими детьми сложнее. Впрочем, есть ряд типичных симптомов, очевидных даже для непрофессионалов, которые могут проявляться у человека в состоянии стресса:
  • меняется общий эмоциональный фон: активный ребенок становится вялым, а спокойный – конфликтным, агрессивным;
  • иногда стремительно меняется масса тела: кого-то стресс лишает аппетита, а кто-то его «заедает»;
  • нарушается способность мыслить логически: в стрессовом состоянии левое полушарие мозга функционирует хуже, человеку сложнее принимать решения, делать вычисления, бывает так, что путаются буквы, меняется почерк;
  • страдает память, невозможно сосредоточить внимание;
  • порой не удается ответить даже хорошо выученный урок;
  • возможны изменения в режиме: ребенок не может вовремя заснуть, а потом вовремя проснуться;
  • мышцы реагируют заметным напряжением, особенно плечи, поясница, икры;
  • нарушается дыхание: например, в разговоре ребенок задерживает дыхание, прежде чем ответить, часто вздыхает и «переводит дух»;
  • заикание – это уже признак очень сильного невротического состояния, при этом симптоме уже бывает необходима помощь специалиста.
Как не довести неизбежное в конце учебного года напряжение до предела? Узнаем у семейного психотерапевта Ольги Троицкой.