Наизусть? С удовольствием!

Наизусть? С удовольствием!

Будущим первоклашкам на занятиях по подготовке к школе частенько задают учить наизусть стихи. И это не случайно. Чтение наизусть – своего рода «лакмусовая бумажка», позволяющая определить, насколько человек готов к школе, нет ли у него проблем, которые могут помешать успешной учёбе.

Что проверяется при чтении стихов наизусть?

Коммуникативные навыки – если ребёнок без особых проблем может продекламировать стихотворение перед незнакомыми людьми в малокомфортной обстановке собеседования, он легко адаптируется к школьным требованиям.
Произвольность – чтобы выучить мало-мальски серьёзное стихотворение, необходимо сделать над собой определённое усилие. А умение осознанно и целенаправленно заниматься сложным, а подчас и малоприятным делом – важнейший признак готовности к школе.
Текстовое мышление – невозможно запомнить и внятно и выразительно прочитать стихотворение, не понимая тончайших оттенков его смысла, иногда далеко не очевидных. То есть чтение наизусть требует достаточно высокого уровня развития текстового мышления, необходимого будущему первоклашке.
Артикуляция – при чтении стихов особенно заметны незначительные дефекты артикуляции, в обычной речи сглаживающиеся.
Фонематический слух – если ребёнок упорно путает окончания поэтических строк, не понимает, что такое рифма, это может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха, без которого невозможно нормальное обучение письму и чтению.
Словом, при подготовке к предстоящим испытаниям стихам стоит уделить особое внимание. Желательно, чтобы в поэтическом репертуаре будущего первоклашки было как минимум 4–5 стихотворений, которые он сможет рассказать осмысленно и выразительно.

Формируем репертуар

Однако не будем забывать, что наша задача – вовсе не поразить слушателей артистическими талантами чада или собственным изысканным поэтическим вкусом, а помочь будущему первоклашке продемонстрировать, насколько он готов к школе, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.
Выбранное вами стихотворение должно:
• соответствовать психологическим и интеллектуальным возможностям старшего дошкольника. Одинаково нелепо в его устах будут звучать и любовные стихи Бродского, и история про мишку, которого уронили на пол;
• быть адекватным уровню языкового развития будущего первоклассника. Обилие непонятных слов и многоступенчатых метафор существенно усложнит задачу;
• отвечать складу характера и темпераменту ребёнка. Остроумному любителю парадоксов и розыгрышей понравится учить стихи Хармса или Заходера, но они же могут поставить в тупик серьёзного уравновешенного человечка, который зато с удовольствием будет декламировать назидательные басни Крылова.

Хитросплетенья слов

Поэтический язык даже в самых, казалось бы, общеизвестных и несложных стихотворениях иносказателен. В нём много метафор, редких и устаревших слов. Не понимая их, запомнить и хорошо рассказать стихотворение крайне сложно. Поэтому, прежде чем приступать к заучиванию стихотворения, стоит проверить, понимает ли его маленький декламатор.
  • Убедитесь, что ребёнок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.
  • Чётко объясните ему незнакомые слова, если речь идет о неизвестных реалиях – найдите подходящие картинки в энциклопедии или Интернете.
  • Особое внимание обратите на средства художественной выразительности: метафоры, гиперболы и т. д. Объясните ребёнку, зачем их употребляет автор, что он имеет в виду.
  • Когда всё станет ясно, обязательно прочтите стихотворение ещё раз: медленно и четко, чтобы у ребёнка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.
Ну, а как же, собственно, учить стихи? Стратегия будет во многом зависеть от того, какой канал восприятия информации является для вашего ребёнка доминирующим: слух, зрение или тактильная память.

Слушаем…

Аудиалами называют людей, у которых ведущий канал восприятия – слух. Такому ребёнку важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.
  • Прочтите вслух первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Для аудиала это звуковые маяки, опираясь на которые он, быстрее запомнит текст.
  • Попросите повторить первую строчку. Если есть неточности – поправьте и прочтите ещё раз всю строчку. Когда она будет воспроизведена без ошибок – переходите ко второй.
  • Повторите первую и вторую вместе, и так пока не уляжется в голове всё четверостишие.
  • Лишь после этого переходите к следующей строфе. Потом повторите первую и вторую строфу вместе и т. д.
Попробуйте вместе сочинить или подобрать из известных вам песен нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошими музыкальными способностями, они легко выучивают тексты, положенные на музыку. Кроме того, так лучше слышно ритм.

Смотрим…

Визуалы легче воспринимают зрительную информацию. Поэтому ребенку-визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе всё, о чём в нём говорится.
  • Прочтите стихотворение вслух и разберите вместе все непонятные места.
  • Предложите ребёнку закрыть глаза и попытаться представить себе всё, о чём вы будете читать. Ещё раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться зрительный образ каждой строфы. Возможно, это придётся проделать 2–3 раза.
  • Попросите его открыть глаза и нарисовать, что он видел. В результате у вас получится своеобразный комикс: графический конспект стихотворения.
  • Опираясь на этот «картинный план», ребёнок должен попытаться воспроизвести текст. Обычно это удаётся не с первого раза, но всё же достаточно быстро.
  • Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них книгу.

Действуем…

Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам (ведущий канал восприятия – движение), которым, к тому же, вообще бывает довольно сложно надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле. Но и здесь есть «волшебные приёмы».
  • Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.
  • Предложите сыну или дочке «смотать клубочек из стихотворения». Пусть наматывает нитку на палочку, а вы в это время ещё раз медленно и, главное, ритмично читаете стихотворение вслух.
  • Пусть ребёнок попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдёт на лад.
  • Убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем понарошку».
  • Если ребёнку не нравится сматывать клубочек, предложите складывать на блюдо шарики или камешки, нанизывать бусы или собирать пирамидку. Главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием.