Гимназия № 8, г. Сочи

Игорь Владиславович! Девочкам в туалет срочно требуются зеркала… Ну, или хотя бы одно. Хоть на одном этаже. Обещаем беречь, как зеницу ока! – пишет ученица восьмого класса сочинской гимназии № 8 Лера на страничке сайта «Общение с директором». И получает ответ в тот же день: «Давайте попробуем, OK».
Директор Игорь Никитин, судя по датам вопросов и ответов, общается со своими учениками ежедневно и явно не для галочки: ответы конкретные и строго по делу. Курортная расслабленность коренным сочинцам, похоже, совсем не свойственна.

Отдыхать чаще, но меньше

Сегодня школы Сочи переполнены – детей в городе на порядок больше, чем мест в общеобразовательных учреждениях. Поэтому обучение в две смены – практика нормальная и повсеместная. И гимназия № 8 – не исключение.
Но, в отличие от многих других школ, здесь учатся по триместрам. Считается, что такой режим положительно влияет на здоровье детей: мол, лучше отдыхать меньше, но чаще.
— Нам нравится, – говорит Светлана Иванова, мама хрупкой блондинки Сони. – Правда, первое время смущало, что все каникулы по неделе, и вывезти куда-то ребенка проблематично. Но потом мы привыкли. И сейчас умудряемся за 7 дней сгонять и к бабушке, и в Турцию. А недавно выпроводила дочку с мужем во Францию, чтобы он ей музеи показал, и вообще… Эйфелеву башню.
Блондинка Соня уникальна тем, что умеет решать задачу профессора Петерсон про арбузы. Редким взрослым эта задача по зубам.
— Ребенок воспринимает информацию несколько иначе, – объясняет сей факт Игорь Никитин. – Когда мой сын учился по этой программе, я и сам не всегда мог ему помочь. А дети вместе с учителями щелкают эти задачки на раз.
— А выбирать программу обучения у вас можно?
— Детей перед поступлением в первый класс тестирует психолог. Он и рекомендует родителям, по какой программе лучше их ребенку учиться. В соответствии с его способностями. Правда, родители не всегда прислушиваются к этому – все хотят математику по Петерсон!

Здоровье начинается со столовой

— А давайте пообедаем? – предлагает Анна Магдесян, заместитель директора по учебной работе. – Такой еды, как у нас, вы нигде не попробуете.
Пока идем по коридорам к столовой, к Анне Ильиничне то и дело обращаются ученики – у всех к ней какие-то вопросы. Она им улыбается, и многих посылает… на сайт. Именно там вся информация о расписании, дополнительных занятиях, секциях. И поговорить с директором тет-а-тет опять же можно.
…Столовая оказывается не слишком большой: всего 300 посадочных мест. И это на более чем 2000 учеников гимназии!
— Зато у нас организовано горячее питание для всех потоков, – гордится завпроизводством Виктория Лахно. – А еще смотрите, какой пароконвектомат недавно установили! Теперь при приготовлении еды жир не используем. Соответственно, нет холестерина, канцерогенов. Но при этом у котлет есть румяная корочка. Их сюда за раз 200 штук загрузить можно: 20 минут – и готово. Очень удобно.
И вкусно. Вместе с завучем мы проверили это на себе. Пароконвектомату – пять с плюсом.
Но самое сложное в организации здорового питания заключается не в том, чтобы найти деньги на установку очень недешевого пароконвектомата. А в том, чтобы убедить детей, что полезная еда лучше фастфуда. И хотя на воспитательную работу с детьми в гимназии сил не жалеют, результаты пока не слишком очевидны.
— Я даже своего сына с трудом загоняю в столовую: его сердцу ближе кока-кола и сосиска в тесте, – признается Анна Магдесян. – Но мы не теряем надежду приучить детей к здоровому питанию.

Всем встать!

Статистика свидетельствует: к окончанию начальной школы опорно-двигательный аппарат учеников оставляет желать лучшего. Поэтому с начала 2011 года в гимназии дети из младших классов часть урока проводят за знаменитыми партами Базарного. То есть стоя. Сначала родители восприняли эксперимент настороженно: «Как? Мой ребенок должен стоять, когда многим позволено сидеть?» А теперь и остальные классы просят такую же мебель.
— К стоячим партам прилагаются еще и массажные коврики для стоп, – рассказывает учитель начальных классов Анна Михайлиди. – Ребенок может разуться и стоять на них босиком. На ковриках есть короткие шипы, есть длинные. Когда малыш устает стоять, он меняется со своим соседом по парте. В течение урока они меняются не менее четырех раз. Заодно и нагрузка на позвоночник снижается.
— От перемены мест стояния и сидения не образуется ли хаос в классе? – интересуюсь я осторожно.
— Хаоса не происходит – дети настолько привыкли меняться местами, что даже вещи с одной парты на другую не переносят.

Режим жесткой экономии времени

— Как сохранить здоровье школьника? – рассуждает Игорь Никитин. – Что скрывать: ресурсов у нас для этого не так уж и много. Например, чтобы детям хватало движения, двух-трех уроков физкультуры явно недостаточно. Но сделать больше просто невозможно.
И длинные перемены мы себе позволить не в состоянии. Почему? Все очень просто: расписание в гимназии завязано на окончание уроков второй смены. Нельзя же детей в школе до семи вечера держать. Поэтому длительность перемен у нас очень жестко лимитирована. Возможно, выходом из положения для нас мог бы стать американский опыт.
Там в школах перемена вообще длится 3–5 минут. Дети только успевают из класса в класс перейти. Зато у них требования к дисциплине на уроках мягче: ученики могут сидеть на ковре, могут вставать по желанию. В идеале и нам надо пересматривать технологию урока: 40-минутное сидение утомит и взрослого, не то что ребенка. В итоге у детей нет выбора, кроме как побегать на перемене, поорать…

Эко… пионеры

Большинство учеников гиманзии № 8 носят галстуки. Сине-зеленые. И называют себя пионерами. Экологическими.
Уже много лет в этой школе реализуется программа по экологическому воспитанию детей. Дети исследуют окружающую среду во время походов в лес, на море. Плюс деревья регулярно вокруг школы сажают.
— Мы с детьми много говорим о мире, который нас окружает, – рассказывает учитель начальных классов Оксана Мусихина. – На море ходим, чтобы посмотреть на водоросли, на медуз, которых выбросило на берег. И на мусор. Я стараюсь донести до ребят мысль, что планета Земля – наш общий дом, и относиться к нему надо бережно.
Казалось бы, экологическая программа, да еще в олимпийской столице – просто тренд. И относиться к ней можно было бы как к модному на сегодняшний момент явлению. Но блондинка Соня так не считает. Какое количество слез было пролито, когда ее исследовательская работа заняла на общешкольном конкурсе не первое, а… второе место!
К подготовке следующих работ были подключены и папа, и мама (кандидат биологических наук, между прочим!), и практически все друзья семьи. Была и поездка на Красную Поляну. И выращивание куриных яиц под лампой. И замеры давления у всех знакомых детей до разговора по мобильному телефону и после. Зато теперь Соня – участница городского конкурса.

Спортивная слава и кадровые будни

В гимназии имеется целая доска с фотографиями юных чемпионов в самых различных видах спорта – тут и парусные гонки, и плавание, и бокс, и теннис, и шахматы. Да чего там говорить – даже олимпийский чемпион Алексей Воевода (если кто не знает – трёхкратный чемпион мира по армрестлингу, чемпион России по бобслею и почетный гражданин города Сочи) учился именно здесь.
Неслучайно два спортзала гимназии никогда не пустуют. Хотя (по оперативной информации Сони) случаи, когда уроки физкультуры проводить просто некому, не такие уж редкие.
Увы – даже в престижной гимназии вопрос кадрового дефицита очень актуален.
— Сегодня всю первую половину дня мы занимались тем, что готовили отчет по кадровому прогнозированию в школе, – признается Игорь Никитин. – Ситуация очень тяжелая. Судите сами: каждый пятый учитель у нас в гимназии – человек глубоко пенсионного возраста. Значит, в ближайшие несколько лет они все уйдут. Не потому, что мы не уговариваем остаться, а потому, что просто физически не выдерживают нагрузок. В итоге мы сейчас находимся не в той ситуации, когда можно выбирать, кому именно поручить наших детей.
Как выходим из положения? Очень просто: берем вчерашних выпускников вузов и собственными силами доводим их до нужной гимназии «кондиции». Отправляем наших молодых педагогов на обучающие семинары, стажировки, на курсы повышения квалификации.
Да, мы тратим уйму времени и средств, для того чтобы повысить профессиональный уровень учителей. И да, гимназия № 8 – одна из немногих школ города, где такая работа проводится. Может поэтому именно это учебное заведение так котируется на рынке образовательных услуг.