Трудности перевода: разбираем игру со словарём

Трудности перевода: разбираем игру со словарём

Надо честно признать, дорогие мамы и папы: то, во что играют наши дети, порой может нас раздражать. Эти игры иногда кажутся нам однообразными, непонятными, скучными. Но если они играют именно так, то для чего это нужно? Попробуем понять совместными усилиями.

Я огромный злой динозавр, всех съем!

— Что это означает? – спрашивает мама 7-летнего Алёши. – Он постоянно играет, будто он злой и хищный, может, это в школе на него так влияют? Раньше он был очень тихий, вежливый мальчик, и в семье у нас не принято ругаться громко. Меня пугают такие игры… Конечно, не хватает ему мужского влияния, – вздыхает мама, – мы с мужем развелись два года назад, папу теперь он видит редко, у того уже другая семья.
В чём же дело? Спрашиваю про отношения в школе. Алёша очень хочет подружиться с мальчиками из своего класса, и это непросто. Так как он действительно ведёт себя очень тихо, вежливо, девочки охотнее с ним начинают общаться. Из-за этого с мальчиками ещё сложнее установить контакт. Алёша приходит домой – и начинаются битвы ящеров, бесконечные, шумные и не понятные маме. Дело в том, что Алёша увлекается динозаврами и хорошо в них разбирается. Вот он и играет в битвы плотоядных и травоядных динозавров.
Проясняем смысл игры сына: он превращает свою злость во внутреннюю силу и тренирует её. Мама этого и пугается, но сила необходима ребёнку, чтобы чувствовать себя уверенно в школе, в общении с мальчиками, а также чтобы снять эмоциональное напряжение.

Дорогие мамы и папы, задайте себе вопрос: какие качества характера ребёнок тренирует в игре? В чём это может ему помочь? Может, это как раз те качества, которых не хватает?
Тренировки важно повторять, чтобы навык закрепился. Когда нужные качества будут освоены, игра может поменяться.

Да будет здесь пустыня…

Часто родителей пугают детские игры в разрушения или когда всё заканчивается плохо. И если игра такая повторяется, родители пытаются повлиять на финал игры, изменить его.
Серёжа в 1-м классе начал активно строить города из конструктора, а потом их разрушать, рассказывая при этом, что город погиб и на его месте – пустыня. Родители пытались влиять: «Давай теперь заселим эту пустыню. Вот смотри, трава появилась, животные…» Но Серёжа настаивает на своем: никто там не поселился, там всегда теперь пустыня. Встревоженные мама с папой привели сына к психологу. Серёжа опять устроил пустыню на месте города. Я спросила, что он чувствует в этой пустыне. Оказалось – печаль и одиночество. Тут и выяснилось, что примерно год назад умерла его любимая бабушка. Родители, переживая за сына, решили ему сразу об этом не сообщать. Сказали, что уехала. В итоге он узнал о смерти своей бабушки от соседки, которая с ней дружила и как-то, встретив Серёжу, заплакала, сожалея о потере. Мама и папа всё равно пытались скрывать и свои переживания от Серёжи, боясь его реакций. Когда он начинал плакать о бабушке, старались отвлечь, развеселить. И тут началась игра в пустыню – это то, как чувствовал себя Серёжа с родителями: одиноко, много злости на них и невозможность выразить эти чувства. А они-то хотели его защитить… Маме и папе нужно было принять, что Серёжа может плакать, вспоминать. Важно быть с ним в этот момент просто рядом, когда он играет в пустыню, погоревать вместе с ним в этой игре.
…Через три месяца игра изменилась. На месте пустыни стал строиться новый город, и это была инициатива самого Серёжи.

Здесь игра была способом выразить непрожитые чувства, которые были внутри. И в момент, когда взрослые увидели и услышали чувства ребёнка, игра поменялась.

Беспредметно, да?

— А что проку в том, что они целый день гоняют мяч по двору? Лучше бы книжку умную почитали, – говорят родители, которым не всё равно, как растут их дети.
Два близнеца, 9-летние Миша и Гриша, действительно больше всего на свете любят играть в мяч. А привела их мама на консультацию из-за проблем с литературой: стихи не любят, не учат, двойки, конфликты с учителем. Я попросила показать, как они владеют мячом. С гордостью, соревнуясь друг с другом, показали сложные финты. А потом мы два месяца играли в мяч, декламируя стихи, придумывали, какие приёмы с мячом могут помочь выучить конкретные стихотворения. Миша даже стал придумывать и рисовать свои приёмы, помогающие учить стихи.

Заметьте, во что ваш ребёнок любит играть – это может стать золотым ключом решения многих учебных и психологических задач. Соедините любимую игру со сложной задачей: возможно, она станет легче для ребёнка и для родителей.

Несбыточные мечты

Мама привела на консультацию дочку Соню 10 лет. Мама и папа развелись, когда ей было 5 лет. Девочка часто играет в то, что все стали опять жить вместе. Родителей это тревожит, так как у них обоих новые семьи. С Соней много говорили о разводе, объясняли ей причины, папа общается с дочкой. Родители стали волноваться, что Соня живет в иллюзиях, не может принять реальность. Соня же рассказала о своей семье, о том, что она видела и понимала про развод даже тогда, когда родители жили вместе. И она прекрасно понимает, что родители будут жить раздельно. Даже слишком хорошо понимает, почти как взрослая. Её игра в то, что вся семья стала жить опять вместе, – про её внутреннюю психологическую реальность. Это попытка восстановить внутри себя доверие и баланс, проиграть возможность целостной семьи.

Это очень важная работа для ребёнка, пережившего развод родителей. Такая игра может способствовать исцелению от психологических травм.

Домашнее задание для родителей

Наблюдая игры детей, задавайте вопросы:
  • что полезного, что ценного ребёнок получает в игре?
  • Какие качества эта игра может помочь развить ребёнку?
  • Что игра помогает пережить?
  • Как, играя с ребёнком в его любимые игры, можно научить его необходимым жизненным навыкам?