Велик и могуч…

Велик и могуч…

Родители школьников в тревоге: «Дети хуже пишут и говорят, делают много ошибок, словарный запас сокращается, язык стал менее образным, появляются новые слова-паразиты, сокращённые сленговые слова, взятые из социальных сетей и компьютерных игр».

В этом году даже был снижен минимальный порог оценки ЕГЭ по русскому языку из-за низких результатов экзамена. Школьники не справляются, не могут набрать минимальный балл. Родители обвиняют учителей: не привили любовь к языку, не научили. Но у одних детей учёба идёт как по маслу, а у других беда с грамотностью и выражением мыслей. В чём причина на самом деле? Давайте разберёмся.

  1. Если у ребёнка доминирует логическое полушарие мозга (чаще левое, хотя у некоторых правое), он лучше справляется с деталями и частями языка (алфавитом, словами, синтаксисом, произношением). Именно такие дети демонстрируют хорошие результаты по тестам. А вот ребёнку с доминирующим образным полушарием (обычно правое) это даётся труднее, т. к. восприятие у него более целостное. Однако если у «логиков» не развивать образное мышление, то они не смогут генерировать новые идеи и видеть целостную картину, а «творцы», не развивая логическое мышление, не смогут выразить мысли словами.
  2. Нужна слаженная работа обоих полушарий. Развитие только лишь одного при одновременном ослаблении другого приводит к неграмотной речи, неспособности изложить свои мысли письменно и к низким результатам на экзаменах.

Я занималась с девочкой-отличницей. Она всё время на уроке что-то рисовала на полях в тетради. Мама была этим недовольна: пачкает тетрадь и отвлекается от занятий. Девочка послушалась, перестала рисовать и старалась сосредоточенно слушать учителя. Вскоре у неё появились проблемы с грамотностью и она съехала на тройки: стала делать ошибки, не могла вспомнить, что было на уроке, игнорировала знаки препинания.

Я посоветовала ей завести отдельную тетрадку, чтобы на уроке, слушая учителя, рисовать. Вскоре она снова стала показывать отличные результаты. Дело в том, что во время рисования у неё включалось правое полушарие одновременно с ведущим левым.

К сожалению, в современном образовании делается упор больше на «логиков» (хотя их всего около 15 %), которые могут мыслить линейно, воспринимать информацию визуально и на слух. В связи с ЕГЭ учителя стали давать больше контрольных работ в форме тестов, где требуется выбрать из четырёх готовых вариантов правильный. А полезнее было бы дать ребёнку выступить на уроке, самостоятельно выразить свою мысль. Если дают задание что-то прочесть – то про себя. Дети превращаются в молчаливых слушателей, способных выбрать только из предложенных вариантов или зазубрить материал, но не могут применять знания на практике и грамотно излагать свои мысли. Такой способ обучения не ведёт к глубокому пониманию и не требует мышления. Работает только механическая память.

Затруднения в письме и речи чаще возникают, когда…

…полушарие левое, глаз, ухо, нога, рука левые:

  • ребёнок в одиночестве, спокойствии, тишине, лучше настроен на обучение, запоминание, анализ, чем во время стресса в классе;
  • левый глаз сканирует пространство справа налево, из-за чего возникают трудности с чтением или письмом: дети пропускают мягкий знак, путают падежные окончания, переставляют местами буквы, заменяют одни согласные другими, делают ошибки на безударные гласные в корне, пишут неряшливо;
  • речь достаточно экспрессивна, много глаголов.

чем помочь:

  • такому ребёнку лучше сидеть одному, чтобы он мог спокойно сосредоточиться и настроиться на запоминание;
  • давать возможность на уроке делать что-то руками: рисовать, что-то писать, вертеть что-нибудь в руках, чтобы лучше выразить мысль, ему нужно какое-то прикосновение, движение.

…полушарие правое, ухо, нога, глаз, рука правые:

  • такому ребёнку трудно выражать мысли и чувства словами, подбирая их, он путается в грамматике;
  • для него важно двигаться, жестикулировать, что-то вертеть в руках, рисовать, чтобы выразить информацию вербально;
  • ребёнок не обращает внимания на детали, зачастую не может контролировать правильность своей речи,возможны смысловые пропуски, сбивка, употребление лишних звуков и слов;
  • может зеркально обращать или переворачивать буквы, делать пропуски, описки, писать имена собственные с маленькой буквы, делает много ошибок в словарных словах.

чем помочь:

  • лучше сажать на первые парты с левой стороны, больше давать заданий на детализацию информации, логику, анализ;
  • поощрять активную деятельность ребёнка, просить именно его что-то прочитать вслух всему классу, позволять ему рисовать, что-то перебирать в руках (например, чётки или бусы).

Упражнения «Гимнастики мозга» для улучшения письма и речи

Чем ещё помочь ребёнку?

  • Успешнее всего в современной системе образования учатся дети, у которых интегрированно работают оба полушария. Для гармоничного развития ребёнка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  • Прививайте любовь к книгам: в них содержатся мысли в виде законченных предложений, что помогает полноценному развитию мышления.
  • Поменьше показывайте ребёнку ток-шоу и реалити-шоу, которые способствуют формированию неполноценной речи (он начинает вслед за персонажами этих шоу думать неоконченными предложениями: «ну, в общем…», «короче говоря…», «это… типа понял» и т. д.)
  • Разговаривайте с детьми, ведите полноценный, сознательный диалог, позволяйте им высказывать свои мысли, давайте возможность раскрыть свои способности, читать вслух, проговаривать свои идеи. Это поможет детям развить способности и веру в свои возможности передать информацию, чувства, пробудить мышление и позволит в дальнейшем переложить это в письменную речь.
  • Оградите от видеоигр, помогите найти хобби. Спорт, танцы, рисование, музыка помогут установить и активизировать межполушарные связи и развить вербальное общение.