Не делайте из меня слона!

№ 8, 2008
Рубрика: Обсудим вместе
Автор статьи: Яна МАРКОВА
Не делайте из меня слона!

Наверно, Ирина никогда не перестанет мучиться чувством вины. И как ее только угораздило отправить больного ребенка в школу в тот злосчастный день!

Это случилось осенью. Утром в понедельник восьмилетняя Маша очень хотела спать, ее невозможно было разбудить. Девочка вообще вставала по утрам тяжело и ходить в школу не любила. Да и кто из детей любит?

Училась Маша на тройки, поскольку была несобранной и ленивой, и матери каждый день приходилось заставлять ее садиться за уроки. Девочка искала любой повод, чтобы пропустить школу, а Ирина должна была не поддаваться на ее уловки. Маша часто ныла по утрам: «Горло болит! Живот болит!» Вот и в тот сырой осенний день дочь не хотела подниматься с кровати.

— Мамочка! Прошу, дай мне поспать сегодня! Мне очень плохо!

— Опять начинается! – воскликнула Ирина и силой сдернула Машу с кровати. – Когда ты, наконец, возьмешься за ум?

Мама вела сонную дочку в школу и думала о том, что как-то внезапно похолодало, а Маша легко одета. Ей было тревожно. И почему она в тот момент не повернула назад и не отвела дочку домой? Ведь интуиция ей подсказывала! Но одно дело – интуиция, а другое – долг. Ирина хотела развить у Маши чувство ответственности.

Девочка ушла на занятия, а после школы еле доползла до дома с температурой 40°. У нее разыгрался тяжелейший грипп. Как позже выяснила Ирина, в тот дождливый понедельник у детей была физкультура на улице, а она дала Маше форму для зала. Все один к одному! Бедной Маше пришлось бегать в шортиках и в майке под промозглым ветром, и это только усугубило заболевание.

Машин грипп дал осложнение – пневмонию. Девочка попала в больницу. Рентген показал затемнение обоих легких. Жизнь Маши была в опасности, врачи говорили, что не могут ничего обещать.

Ирина пережила самый сильный стресс в своей жизни. Она каждый день ходила в церковь, клялась, что изменит отношение к дочери, будет больше о ней заботиться, станет внимательнее и добрее.

Судьба оказалась благосклонна к девочке. Маша, хоть и медленно, стала выздоравливать. Через месяц она вернулась из больницы домой.

Конечно же, Ирина с мужем утроили заботы о дочери. Они относились к ней, как к хрустальному сосуду. Любое ее желание сразу исполнялось. Если Маша просила какое-нибудь печенье или конфеты, которых дома не было, Ирина в любое время суток готова была сбегать в магазин и купить что требуется.

К счастью, семья была обеспеченной, поэтому родителям не составляло труда баловать девочку. Новый компьютер? Пожалуйста! Дорогую куклу? Нет проблем! Поездку на море? Да в любое время года! После болезни Маши девизом семьи стали слова мистера Твистера: «А то, чего требует дочка, должно быть исполнено. Точка».

Когда слабая Маша еще лежала в кровати, она почему-то полюбила рассказ А. Куприна «Слон». В книжке больная девочка попросила, чтобы к ней в дом привели живого слона, и ее отцу удалось сделать это! После чего героиня рассказа сразу выздоровела. Маша, к счастью, слона не просила, но в какой-то момент стала понимать, что желание больной дочери для родителей – закон.

Когда она играла с мамой и папой в настольные игры, никому не разрешала выигрывать. Если кто-то был близок к победе, она начинала бледнеть, тяжело дышать, на глазах появлялись слезы. И тогда родители переставляли фишки по-другому и успокаивали ее:

— Ты выиграла!

Ирина запомнила фразу лечащего врача, когда забирала Машу из больницы:

— Ей нельзя плакать. Это может привести к приступу удушья. Постарайтесь сделать все, чтобы она не плакала!

И Ирина действительно делала все. Когда Маша вернулась в школу, Ирина провела с учительницей беседу, чтобы та не ставила девочке двойки. Маше нельзя нервничать! Добрая учительница согласилась. А однажды их класс ставил спектакль. Маша очень хотела получить главную роль, но эту роль отдали другой девочке. Маша дома расплакалась, и Ирина побежала к учительнице. Нельзя ли уступить больному ребенку? Учительница приняла мудрое решение. Дети сыграли этот спектакль дважды перед разной аудиторией. Один раз в главной роли была Жанна, красавица и отличница, а второй раз – Маша.

Жанна вообще была особой историей в жизни Маши. Та очень хотела с ней дружить, но Жанна не обращала на свою одноклассницу никакого внимания. И вот однажды Маша выдвинула родителям конкретное требование:

— Хочу, чтобы Жанна стала моей подругой!

Ирина с мужем стали думать, как это осуществить. Они устроили Маше день рождения, накрыли шикарный стол и пригласили только одну Жанну. Красавица вошла в комнату и выразила разочарование:

— Я думала, придет весь класс! Ну, и что мы будем делать вдвоем?

И все-таки Жанне понравилось в гостях у Маши. Однако и после этого случая она не принимала девочку в свои игры на переменах.

Маша была в отчаянии. Чтобы помочь дочери, Ирина познакомилась с мамой Жанны, спросила, где они обычно гуляют. Машу стали водить во двор Жанниного дома. Жанна с Машей играли в мяч, но только если рядом не было никого другого. Как только появлялась еще какая-нибудь девочка, Жанна уходила играть с ней, забывая про Машу.

Ирина попросила учительницу посадить девочек за одну парту. Учительница так и сделала, но Жанна восприняла это без энтузиазма.

— Ну вот! Опять эта Машка! Как надоело! – проворчала она.

Наступило лето. Маша чувствовала себя достаточно хорошо, и родители решили отвезти ее на Кипр. Там у них был собственный домик.

Маша была рада каникулам, но про приятельницу не забывала. Ей в голову пришла интересная идея.

— Жанна никогда не была за границей! – сказала она маме. – Их семья вообще бедно живет! У них нет ни машины, ни компьютера! Давайте покажем Жанне другую страну, вот она будет довольна!

Ирине и ее мужу не очень нравилась эта идея. Брать ответственность за чужого ребенка? С какой стати? Однако Маша настаивала:

— Мне там одной скучно, а с местными детьми я дружить не могу. Давайте пригласим Жанну! Ну, пожалуйста!

И родители поступили так, как хочет Маша. Ирина попросила Жаннину маму доверить им дочь хотя бы на месяц, чтобы они вместе с Машей купались в Средиземном море и наслаждались природой Кипра. Конечно, все расходы Ирина обещала взять на себя.

Мама Жанны была потрясена, не знала, что и сказать. На следующий день она сама позвонила, чтобы сообщить ответ. Он оказался отрицательным. Жанна не хотела никуда ехать вместе с Машей – ни на Кипр, ни куда-либо еще. Когда Маша это узнала, с ней случилась истерика.

— Она ничего не понимает, она просто не видела Кипра и нашего дома! – кричала Маша, заливаясь слезами. – Надо уговорить ее! Мне она так нужна!

Ирина снова позвонила маме Жанны. Она сказала, что приглашает на Кипр не только Жанну, но и ее маму, ведь у них есть большая комната для гостей! Она обещала отвезти гостей в аквапарк, прокатить на машине по всему побережью, показать горы и самые красивые пляжи. Маму Жанны это заинересовало. Ей захотелось поехать. Но только Жанна по-прежнему бунтовала:

— Мне совершенно не хочется проводить лето с Машкой в ее дурацком доме! Она мне не подруга!

Ирина решила поговорить лично с Жанной. Она пересказала ей сказку о том, как к больной девочке домой привели слона, и как это помогло ей выздороветь. Неужели Жанна не может уступить? Маша ведь так больна!

— Но я же вам не слон! – ответила Жанна.

А Маша вот уже несколько дней плакала навзрыд.

— Что же вы за родители, если ничего не можете? — кричала она. – Больной ребенок просит, а вы плюнули на меня! Вы меня не любите! Я не хочу так жить! Пойдите и заставьте ее!

Маша приказывала. Она стучала кулаком по столу. Ирина с мужем чувствовали себя абсолютно беспомощными в сложившейся ситуации. Да, они были влиятельными людьми, они могли заставить учительницу делать то, что они хотят, могли заставить врачей относиться к Маше по-особому. Но заставить маленькую Жанну поехать на Кипр не смогли! А Маша все рыдала. Отец предложил ей пригласить на Кипр какую-нибудь другую девочку, чем вызвал у Маши истерику:

— Я хочу Жанну! Только ее и никого больше!

Маша страдала. Ирина стояла в коридоре возле двери Машиной комнаты, и на глазах у нее были слезы. Она снова упрекала себя. Почему она такая бестолковая мать? Она приложила все усилия, чтобы сделать дочку счастливой, а сделала ее несчастной! Но где и когда она допустила ошибку?


Главное вовремя остановиться

Юлия Джумм, психолог:

Такое поведение родителей достаточно часто встречается в семьях, где была реальная угроза потерять ребенка. Есть даже стиль воспитания, который так и называется: фобия утраты ребенка.

Родители, испытавшие страх смерти своего чада и неизбежное чувство вины, которое сопутствует этому страху (недосмотрели, вовремя не обратились к врачу), впоследствии стараются не только следить за ребенком чересчур внимательно, но и бросают все силы на то, чтобы осчастливить его. Они пытаются искупить вину и наполнить жизнь «своего сокровища» исключительно положительными эмоциями. Особенно они усердствуют, когда ребенок в силу своего состояния вынужден проходить болезненные медицинские процедуры.

Родители с энтузиазмом исполняют все желания страдальца, ничего не откладывают в долгий ящик, поскольку боятся, что болезнь и угроза жизни могут повториться. По той же причине они отказываются от воспитательных мер, которые могут расстроить ребенка. Они не намерены думать о далеком будущем и предпочитают, чтобы малыш или подросток получал все удовольствия здесь и сейчас.

Мама девочки Маши считает себя виноватой в болезни дочки. Теперь она пытается возместить дочери моральный ущерб. Конечно, это ее право. Если она готова жертвовать собой, кто ей может запретить? Однако она перешла границы: захотела подчинить Машиной воле других людей. А такая вседозволенность неминуемо приведет к беде.

Тут надо было остановиться и объяснить девочке, что она не имеет права распоряжаться никем, что у всех есть своя воля, своя свобода. К тому же, настоящую дружбу нельзя купить за деньги или за дорогие развлечения, как Маша задумала сделать с Жанной. Дружба возникает между свободными людьми, они тянутся друг к другу добровольно, в силу общих интересов, симпатии. Друга уважают,с его мнением считаются. А Маша вообразила, что она выше Жанны, потому что богатая! И, надо сказать, заслуженно получила по высоко задравшемуся носу.

Думаю, решить эту проблему несложно. Просто надо объяснить Маше, что люди равны, у всех свои желания, и нельзя строить планы относительно других, не спросив их мнения. Можно только договариваться, искать компромиссы, но проявлять насилие нельзя. И люди скорее к тебе потянутся, видя, что ты их уважаешь. Однако если кто-то категорически не хочет с тобой дружить, не хочет тебя любить – это его право. Оставь в покое этого человека, не надо его принуждать, не надо ему мстить. Это не твоя вина и не его вина, просто вы разные.

К счастью, Маша находится еще в том возрасте, когда способна это понять. Чуть позже перевоспитать ее будет гораздо сложнее. И надо сказать спасибо Жанне, что она оказалась для Маши ушатом холодной воды, погасившим ее царственные замашки.


Опека не на пользу

Елена Белова, учитель начальных классов:

Часто болеющие дети всегда требуют повышенного внимания к себе, но иногда родители действительно перебарщивают с опекой.

У меня училась девочка Юля. До третьего класса она была отличницей, несмотря на постоянные ОРЗ и ОРВИ. Получалось так: всю четверть она болеет, потом приходит в школу на 2–3 дня, пишет все контрольные на «отлично» и по их результатам получает пятерки в четверти, а следующие несколько месяцев снова болеет. Юлина мама не работала, сидела дома с девочкой, занималась с ней, поэтому никаких психологических проблем у моей ученицы не возникало. Она даже не особенно переживала по поводу того, что ни с кем в школе не успела подружиться из-за постоянных пропусков.

Когда дети перешли в пятый класс, нагрузка увеличилась, и Юлины пятерки сменились тройками. Девочка стала капризной, агрессивной, часто плакала по пустякам. Юлин папа приходил на родительские собрания и требовал, чтобы мы отменили часть предметов и не давали детям задание на дом, кричал: «Непомерная школьная нагрузка убивает моего ребенка». Остальные родители были в недоумении: их дети легко справлялись с учебой. В итоге Юлю перевели в другую школу. Доучилась она до 11-го класса или нет, я, к сожалению, не знаю.


Не показывайте слабость

Александра Яворская, мама пятиклассника:

Дети всегда чувствуют, если родители дают слабину. Когда моему сыну Максиму было столько же лет, сколько Маше, он выпрыгнул из окна дачного домика. Просто баловался, висел на карнизе и сорвался. Этаж был второй, под окнами песочница, поэтому никаких серьезных травм сын, к счастью, не получил. Но для меня это все равно была трагедия. Я винила себя в том, что невнимательно следила за ребенком. Думала: «А если бы не песочница? А если бы не второй этаж?» Размышляла над тем, что заставило Максима, вполне разумного мальчика, рисковать жизнью.

Конечно, я стала вести себя с ним по-другому. Больше прислушивалась к его желаниям, пусть даже самым пустяковым, потакала его капризам. Старалась никогда не раздражаться, не обижаться на него. Максим почувствовал мою неуверенность в себе, желание загладить вину и стал сознательно идти на риск: перебегать дорогу на красный свет, свешиваться из окна, перепрыгивать через лестничные пролеты. Конечно, все это делалось так, чтобы я видела.

Слава богу, что мне хватило мужества осознать ситуацию и вовремя сказать себе: «Стоп!» Как только сын понял, что я не обращаю внимания на его выходки, все экстремальные поступки прекратились.