Сказки на ночь

Сказки на ночь

Малыш, уютно свернувшийся калачиком под одеялом, мама над раскрытой книжкой, мягкий свет настольной лампы… Хрестоматийная картинка. О том, что читать детям перед сном – правильно, нужно, полезно, знают все любящие родители. Но хотя дело это, как кажется, совсем не сложное, возникают неожиданные проблемы: то ребёнок наотрез отказывается слушать, то после чтения его никак не угомонить, то и вовсе дело заканчивается ссорой из-за выбора книги…

Как же сделать так, чтобы чтение на ночь не превращалось в ещё одну унылую повинность, а действительно стало радостью и для того, кто слушает, и для того, кто читает? Для этого постараемся избежать нескольких распространённых, хотя и не вполне очевидных ошибок.

Обязательная программа

Ошибка: «Я ему говорю: а ну марш в кровать, нам еще читать с тобой! А он прилип к своему конструктору, не оторвёшь, – жалуется Лиза, мама Никиты. – Пришлось силой загонять. Поревел сначала, конечно, а потом ничего, слушал как миленький». Как вы понимаете, так ничего хорошего получиться не может. Вечернее чтение – не обязаловка. Если ребёнок устал или занят перед сном другими интересными и полезными делами, не стоит насильно его от них отрывать. К тому же некоторые дети к вечеру настолько устают, что уже не в состоянии ничего слушать.

Что с этим делать? Просто читайте вслух пораньше, например, перед ужином, а время перед сном оставьте малышу для любимых занятий. Ритуалом отхода ко сну в этом случае может стать что-то другое: объятие, поцелуй, пара нежных слов…

Сеанс интеллектуального развития

Ошибка: «Из постели-то ей не удрать, – рассуждает Сергей, папа маленькой Марины, – вот тут я ей и почитаю все энциклопедии, а то она требует сказки да сказки». Время перед сном не подходит для чтения развивающей литературы, книг по программе, повторения стихов наизусть. Уставший ребёнок попросту ничего не запомнит. Или, наоборот, будет активно переваривать новую информацию и долго не сможет угомониться. Естественно, по этой же причине непосредственно перед сном не стоит читать страшные истории и приключения с бурным, запутанным сюжетом.

Что с этим делать? Развивающую литературу читать пораньше, в идеале – в первой половине дня, а для вечернего чтения оставить книги расслабляющие и умиротворяющие.

Только вперёд!

Ошибка: «Сколько же мы будем этого Винни Пуха перечитывать! – сердится Вероника, мама Кости. – Уже полгода по кругу! Давай уже хоть что-то новенькое возьмём». Детям нравится перечитывать книги. Более того, многие психологи уверены, что любовь к перечитыванию свидетельствует об активном читательском интересе: ребёнок проживает важные для него эпизоды, примеряет на себя то одну, то другую роль. Кроме того, чтение хорошо знакомой, до дыр зачитанной книги может стать частью привычного вечернего ритуала, помогающего без проблем перейти от бодрствования к сну.

Что с этим делать? Относиться предельно спокойно. Новые книги можно читать и в другое время, а на сон грядущий оставьте ребёнку его любимую сказку. Когда-нибудь она ему обязательно надоест.

Никаких разговоров!

Ошибка: «Я с этим чтением на ночь уже даже и не завожусь, – жалуется Вера, мама Насти. – Говорю: почитали – немедленно спать. Так нет же, будет ещё полчаса болтать, время тянуть». Желание поговорить о прочитанном, поделиться впечатлениями, обсудить книгу с мамой или папой – совершенно естественное. Отказывать в этом ребёнку – значит сводить пользу от чтения практически к нулю.

Что с этим делать? Если вы знаете, что малышу нужно поговорить с вами перед сном о книге, просто начинайте читать немного раньше.

Важно: иногда может показаться: то, о чём «болтает» ребёнок, никак не связано с прочитанным. На самом деле это, скорее всего, не так: просто чтение порождает у детей сложные и не всегда очевидные ассоциации. И как раз в этом случае он особенно нуждается в том, чтобы его выслушали.

Сам давай читай!

Ошибка: «Уже год как читает сам, а всё требует: почитай, почитай, – делится Евгений, папа Коли. – Говорю: раз умеешь и не читаешь – значит, ленишься». Даже если пяти-шестилетка читает более или менее бегло, процесс чтения для него ещё очень трудоёмок. Те небольшие тексты, которые он в состоянии осилить самостоятельно, явно не соответствуют его интеллектуальным запросам. Не читая вслух умеющему читать дошколёнку и даже младшекласснику, мы тормозим развитие его читательского интеллекта.

Что с этим делать? Пока ребёнок просит вас почитать ему на ночь, читайте обязательно, но выбирайте те книги, которые он как читатель ещё не в состоянии освоить сам: большие по объёму, сложные по содержанию, нуждающиеся в комментарии и обсуждении. А самостоятельно он почитает в другое время, днём, на свежую голову.