Делаем правильную шпаргалку

№ 2, 2014
Рубрика: Технологии
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Делаем правильную шпаргалку

Удивительно, но факт: учителя одобряют шпаргалки! Причин для этого немало. И главная состоит в том, что шпаргалка – по сути сестра конспекта. А что плохого в написании конспекта, пусть даже и в миниатюрном варианте?

Разумеется, речь не идёт о тех, которые были скачаны из Интернета (как выяснилось, коммерсанты научились зарабатывать даже на ученической лени и предлагают шпаргалки по любому предмету в ассортименте). Также бесполезно для образования фотографировать, а потом распечатывать страницы учебника. Не годятся и те самодельные, которые изготовлены кем-то другим: шпаргалка может быть оправдана только в том случае, если человек написал её сам.

Итак, сначала – о пользе этого, в общем-то, незаконного «костыля» для школьников всех возрастов.

  • Идея переписать на маленькие бумажки весь учебник не придёт в голову даже самому несообразительному ученику, а, значит, вам придётся обобщать и выделять главное. Таким образом, весь материал сначала придётся повторить, а потом систематизировать и обобщить. Что само по себе является отличной подготовкой к контрольной или экзамену.
  • Даже самому усердному отличнику сложно запомнить все даты, цитаты и формулы. А когда вы их записываете, работает не только зрительная память, но и моторная. То есть запоминание идёт с удвоенной силой.
  • Ещё одно достоинство шпаргалки – она помогает избежать излишнего волнения: все экзаменуемые утверждают, что само её присутствие, пусть и тайное, добавляет уверенности.

Чтобы шпаргалка принесла максимальную пользу, делать её надо по определённым правилам.

  • Пишите каждый вопрос или тему отдельно от других.
  • Как уже было сказано выше, из всего необходимого материала надо выделить главное. А после позаботиться, чтобы при взгляде на готовый конспект возникали какие-то ассоциации. Каким образом этого добиться – придумайте сами. Например, можно выделять ключевое слово в каждой заготовке ответа.
  • Вносить в шпаргалку стоит только то, что действительно сложно запомнить: формулы, даты, главные тезисы – на их основе уже несложно будет дать развёрнутый ответ.
  • Произносите вслух всё, что включаете в эти бумажные подсказки – у большинства из нас слуховая память развита не хуже, чем зрительная и моторная.
  • Записи делайте максимально аккуратным и разборчивым почерком, сокращения – максимально понятными. Это, к слову, ещё один аргумент в пользу самописных подсказок. Если пользоваться чужими, можно просто не разобрать, что там написано.
  • Постарайтесь делать шпаргалки заранее, а перед экзаменом прочтите их несколько раз – всё это отлично помогает освежить в памяти весь экзаменационный материал.

Знаете ли вы, что…

В одном из Пекинских музеев выставлена на обозрение шпаргалка, изготовленная ещё в XIV веке!

А в Германии в 2007 году открыт музей, в котором представлены шпаргалки, собранные одним профеcсором на протяжении 40 лет. Достойной восхищения сам профессор считает шпаргалку, на которой острым карандашом студент записал 10 заповедей – и всё это всего лишь на 2 квадратных сантиметрах.

Кирилл Осин, студент педагогического вуза:

— Мы недавно были на практике в школе. И было так забавно наблюдать, как дети шпоры на контрольной вытягивали! У одной девочки даже на ногтях формулы гелевой ручкой были написаны. И хотелось им сказать: преподаватели ведь тоже были учениками и не хуже вас знают, где принято прятать шпаргалки! А вот заметить их или нет – дело для учителя сугубо добровольное. Некоторые, наоборот, приветствуют такую «домашнюю работу». Помню, у нас был физик, который требовал, чтобы мы перед контрольными писали шпоры. А потом перед уроком их собирал, и пока мы пыхтели над задачками, просматривал. Тем, у кого были, по его мнению, лучшие, на один балл повышал отметку.

Но вообще шпаргалка – большой риск. Вычислить того, кто ею пользуется, несложно. Так что в качестве совета бывшего ученика – ученикам нынешним: если уж решились списывать, не делайте резких движений, когда вам покажется, что преподаватель заметил ваши усилия. Как правило, именно резкое движение с целью спрятать шпаргалку и выдает списывающего. И следите за своей позой: если одна рука у вас под столом, плечо напряжено, а глаза виновато избегают взгляда преподавателя – не нужно обладать сверхспособностями, чтобы понять: здесь списывают! А попавшись, легко схлопотать двойку.

Так что, если готовился, но точно не помнишь какое-то, например, определение, лучше отвечать своими словами, чем рисковать и пытаться списать.