Дети у экрана: за или против?

Дети у экрана: за или против?

Несколько лет назад на Останкинской телебашне произошел сильный пожар. В результате жители Москвы и Подмосковья на некоторое время остались без телевидения. Эфир заполняла всего лишь пара рекламных каналов. И внезапно родители обнаружили: их дети стали обсуждать достоинства утюгов и стиральных порошков. Они просто не могли обойтись без «волшебного ящика». И им, как выяснилось, было не важно, что по нему показывают!

— В этой истории нет ничего удивительного, – считает Наталья Круглова, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Ясенево». – В младшем школьном возрасте основным способом развития для детей является общение. Но для него нужны темы. Можно, конечно, обсудить с друзьями книжку или путешествие. Но ведь для этого нужно что-то прочитать или куда-то съездить. И чтобы друзья прочитали и съездили. Это сложно. Поэтому телевизор – самый простой и доступный источник тем. Его смотрят все. А кто не смотрит, чувствует себя белой вороной: ведь он не может примкнуть к фанатам «Дома-2», например. И ему не о чем поговорить с поклонниками «Симпсонов». И вот он уже не как все. Он одинок. Невыносимое ощущение для ребенка!

Более того – телевизор превращается в главного советчика. Он формирует стереотипы семьи, дружбы, времяпрепровождения. Причем ребенок не знает условности – он буквально понимает все, что видит и слышит. Телегерои для него – реальные персонажи. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера речи становятся для него эталоном.

А еще телевизор объясняет, что является смешным, а что нет. Достаточно посмотреть программы с закадровым смехом.

В общем, приходится признать: телевизор – это мощное орудие в руках взрослых. Но при неумелом применении оно имеет разрушительную силу. И к нам в Центр время от времени родители приводят его жертв.

ТВ-жертвы

Семилетний Саша не позволяет маме выключать телевизор ни на минуту. А когда она все-таки настаивает на своем, срывается в истерику, «стреляет» в нее пальцем, кидается всем, что попадает под руку…

Егор, едва став первоклассником, нахватал двоек. Он не хочет и не может делать уроки: лишь входит в дом, сразу же утыкается в экран… Второклассница Юля посмотрела фильм ужасов и теперь боится оставаться в комнате одна и спать без света…

Кто во всем этом виноват?

После разговора с психологом многое прояснилось. Папа Юли – поклонник ужастиков, и он решил приобщить дочку к любимому жанру кино. Мамы Саши и Егора сажали их перед телевизором, когда мальчишки были еще совсем крохами. Так дети не мешали им заниматься своими делами… Да, мама Егора замечала, что он сидит перед телевизором все дольше и дольше, но надеялась: пойдет сын в школу, и на «ящик» времени просто не останется. А вот теперь оказалось, что он элементарно не может сосредоточиться на учебе!

— Можно ли помочь этим детям? – рассуждает Наталья Круглова. – Конечно, можно. Иногда для этого достаточно усилий психолога, иногда подключается невролог. Но, может, лучше до проблемы вообще не доводить?

Переключая каналы

— Денис часами просиживает перед телевизором с пультом в руке, – жалуется мама шестиклассника. – Заканчивается одна передача – переключается на другую. Прошу его убрать комнату, помыть посуду, прочитать то, что задано на лето. А в ответ: «Отстань!»

— Порой телевизор становится для ребенка способом уйти от действительности, – поясняет психолог. – Ведь в его виртуальном мире нет привычных проблем. И даже если ничего интересного не показывают, он лучше будет просто «скакать» по каналам, чем вернется в действительность. В младшем школьном возрасте воля еще не сформирована.

Безграмотность наступает!

— Ням, ням, ням! Покупайте… – старшая группа детского сада идет на прогулку, распевая песенку из рекламы сосисок.

Растет поколение, которое учится родному языку не по стихам Маршака и Барто, а по рекламным слоганам.

Причем, в отличие от классики, такие вирши запоминаются с ходу. На это работает целая область психологии – психология рекламы. Лучшие умы исследуют в мозгу потребителей «зацепочки», которые действуют в обход сознания. Они будят в душе не самые благородные стремления: быть самым-самым (богатым, красивым, успешным). Они твердят: «Вы этого достойны!», «Побалуйте себя!», «Пусть весь мир подождет!» И закрепляют эффект прилипчивым сочетанием слов, которое порой не имеет нормальной текстовой структуры: «Галина Бланка, буль-буль!» Лучше всех эту чепуху впитывают дети, которые рекламными слоганами просто разговаривают! Так что же – караул?

— Действительно, речь современных школьников пестрит сленгом. А также цитатами из рекламы, – признает Ольга Комиссарова, учитель русского языка и литературы, победитель московского конкурса «Учитель года-2008». – При этом, как мне кажется, задача взрослых – подавать пример нормальной литературной речи.

К сожалению, безграмотность проникла и на телевидение: в бегущей новостной строке на государственном канале нередко можно прочитать что-нибудь вроде «в течениИ недели» и т.п. И речь дикторов не всегда грамотна. Но и телевизор можно превратить в друга, если правильно выбирать, что смотреть. Так, в школьную программу по литературе по-прежнему входят «Тихий Дон», «Жизнь Клима Самгина», «Война и мир»… Прочитать эти произведения не всем детям под силу.

Так пусть смотрят их экранизацию. Это лучше, чем они вообще не будут знать, кто такой Клим Самгин или, скажем, Григорий Мелехов.

Показывают по телевизору и другие качественные фильмы, а также передачи про животных, про географические открытия…

Детки вне «сетки»

— Да их почти не осталось – качественных передач для детей и подростков! – возмущается Юлия Косарева, член Союза кинематографистов, режиссер таких программ, как «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «Пока все дома».

— Правда, после Указа президента о возрождении детского телевидения два детских канала – «Бибигон» и «Теленяня» – все-таки появились. Но один доступен только урывками: детские «окна» на 1–2 часа разбросаны по нескольким каналам, причем не в самое рейтинговое время. А другой вообще на спутниковом ТВ. Многие ли жители России его смотрят?

Да и те передачи для детей и подростков, которые все-таки существуют, лишают зрителей активного просмотра. То есть не заставляют думать, анализировать – все уже разжевано, и готовые ответы преподносятся на блюдечке. А из жанров остались только игры и ток-шоу…

Но ведь еще лет 15 назад на телевидении было немало отличных детских программ. Вспомните хотя бы «Будильник». Авторами программы были Эдуард Успенский, Григорий Остер. Музыку к ней писали Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Алексей Рыбников. Поучаствовать в съемках считали за честь такие звезды, как Андрей Миронов, Леонид Броневой, Виталий Соломин, Александр Абдулов…

Помню, Олег Попов просто требовал, чтобы его пригласили! А на мой вопрос: «Зачем?» – ответил откровенно: «Благодаря «Будильнику» дети ко мне привыкнут и потом придут на мои выступления!»

Но детское ТВ – дело очень дорогостоящее. Ведь нужно делать все, как для взрослых, только лучше: сценарий, декорации… И музыка должна быть особенная – написанная специально для детей. В результате сегодня одна детская программа стоит минимум 15–20 тысяч долларов. Где их взять?

Лицемерие – долой!

Программы для взрослых выживают за счет рекламы. А в детских передачах она запрещена. Какой-то депутат Госдумы ляпнул, что дети и реклама – это несовместимо. Какое ханжество! Ведь кроме рекламы пива и средств гигиены есть смешная, трогательная семейная реклама. Вполне уместная и в детских программах.

При этом само государство вкладывать деньги в детское ТВ не готово. Хотя телевидение, как никто, способно воспитывать!

Помню, Валентина Леонтьева мне рассказывала, как однажды она села в такси, а таксист ей заявил: «Вы – наше спасение!» Оказалось, что как только его сынишка начинает капризничать, мама обещает «позвонить тете Вале». И это для ребенка – самая страшная угроза! Ведь тетя Валя – это авторитет. Ребенок ее огорчать не хочет и поэтому делает все, что требуют взрослые!

Мифы и реальность

— О том, что телевизор вреден, говорят при опросах едва ли не 100 % родителей, – рассказывает психолог Светлана Иевлева. – Но самыми распространенными ответами на вопрос «Почему?» являются такие: «Это всем известно» и «Мне в детстве тоже запрещали». То есть мы говорим детям то же самое, что говорили когда-то нам – может, поэтому даже мобильный телефон считается менее вредной «игрушкой», чем телевизор. Его-то нам родители не запрещали…

Конечно, утверждать, что смотреть телевизор полезно и нужно делать это как можно чаще, было бы смешно. Вопрос, скорее, в том, с чем такое времяпрепровождение сравнивать. Если вместо телевизора вы предлагаете ребенку активные игры на свежем воздухе, познавательные и интересные мероприятия или приятные беседы в теплом семейном кругу – это, конечно, можно считать заботой о здоровье и развитии. Но часто у родителей бывают совсем другие мотивы. И, кстати, один из ведущих – обычное раздражение от вида ничего не делающего ребенка. «Сидит целый день, каналы переключает… Иди лучше в свою комнату, займись чем-нибудь полезным», – говорит мама. А на его недовольство отвечает естественной фразой: «Телевизор смотреть вредно». Но буквально несколько лет назад, когда ребенку было 5–6 лет и он просил родителей пойти с ним гулять, читать или строить дом из конструктора, мы сами же предлагали ему заняться чем-нибудь самостоятельно и включали телевизор, чтобы хоть немного побыть в тишине.

Да и некоторые конкретные «обвинения» в адрес ТВ тоже несправедливы и незаслуженны.

  1. Телевизор мешает развитию ребенка. Но ведь общая осведомленность формируется, большей частью, за счет различных технических средств и средств массовой информации. И эти знания оказывают влияние на развитие мышления и интеллекта, вернее, являются его составной частью. Они способствуют развитию представления и воображения.
  2. Телевизор мешает непосредственному общению.Конечно, корреляция есть. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем меньше он общается со сверстниками. Но связь – скорее обратная, и телевизор стоит воспринимать показателем уже имеющихся трудностей в общении. Друзья, игры, общение – ни один ребенок не променяет это на просмотр передач в одиночестве. Так что если повышенный интерес к телевизору сочетается с недостатком общения – подумайте лучше о том, как помочь ребенку развить свои социальные способности.
  3. Телевизор перегружает психику. Такое количество информации не в состоянии переварить даже взрослый – что уж говорить про детей! Но ведь мы ее и не воспринимаем. Ресурсы внимания не безграничны, и лишняя информация отсеивается сама собой. Даже если телевизор включен весь день, мы расцениваем его просто как фон и выделяем только значимую для себя информацию.
  4. Телевизор вступает в противоречие с воспитательными нормами. «Как же можно внушить чувства добра, справедливости, когда на экране такое творится!» Действительно, мы не в состоянии контролировать все, что предлагается телевидением, и отбирать сюжеты по своему желанию. Но мы остаемся значимыми людьми для ребенка, и все, что происходит в окружающей жизни, он с самого раннего детства воспринимает сквозь призму наших взглядов. Что бы ни показывалина экране – по сравнению с воспитанием родителей действие этого ничтожно мало. А если говорить о достоверном восприятии мира, то телевизионные сюжеты – прекрасный повод для обсуждения в кругу семьи и способ лучше узнать своего ребенка.