Школа на все случаи жизни

Школа на все случаи жизни

Многие выпускники Первоманской общеобразовательной школы (Красноярский край) одновременно с аттестатом зрелости получают удостоверение тракториста: с 10 класса желающие факультативно осваивают эту востребованную в поселке профессию. И хотя потом далеко не все работу на тракторе превращают в дело жизни, на пресловутый кусок хлеба, благодаря усилиям школьной администрации, они всегда смогут заработать.

А, например, в московской школе № 507 детей приучают к интеллектуальному труду: здесь действует научное общество учеников, на базе которого проходят научно-практические конференции, реализуются исследовательские проекты…

Не каждый станет полиглотом

В Санкт-Петербургской гимназии Сервантеса ученики осваивают испанский язык уже со 2-го класса. В 4-м классе в программу вводят английский, а с 8-го класса – еще и немецкий или французский язык на выбор. Впрочем, уверен директор этой гимназии Андрей Полозов, стать полиглотом способен не каждый.

— Как показывает практика, препятствием для успешного изучения иностранных языков являются дисграфия, дислексия и дефекты речи. А еще при поступлении мы проверяем общее развитие ребенка: знает ли он, как зовут папу и маму, кем они работают, и тому подобное. Плюс у него должна быть способность к словесной и графической имитации. То есть ребенок способен повторить за учителем незнакомое слово (может, и иностранное), перерисовать какую-то фигурку. А еще в изучении языков очень помогает наличие музыкального слуха.

Требуются математические гении

Говорят, когда очередная мамаша звонит Борису Давидовичу, заместителю директора по старшим и спецклассам московской математической школы № 57, и сообщает с гордостью: «Моему сыну 8 лет, а он уже решает квадратные уравнения! Что вы нам посоветуете?» – в ответ она слышит: «Срочно учите его играть в футбол!»

— Бывают дети, у которых уже в 5–6 лет видны математические способности, – объясняет Екатерина Вишневецкая, заместитель директора по младшим классам школы № 57. – Но, как правило, у них существуют и большие психологические проблемы. Впрочем, родителей ведь интересуют не способности вообще, а то, сможет ли их ребенок в дальнейшем поступить на мехмат МГУ, не прибегая к помощи репетитора.

В нашей школе в математические классы мы начинаем прием детей от 12 лет и старше. Кого-то из них находим на городских олимпиадах, кого-то приводят родители…

А рано проявившиеся способности к математике могут, кстати, со временем исчезнуть.

Свобода выбора

От современного разнообразия общеобразовательных заведений впору растеряться. Как, например, выбрать между обычной школой, гимназией и лицеем?

— Все общеобразовательные учреждения делятся на виды, – поясняет Галина Селезнева, заместитель начальника управления образования Западного округа Москвы. – Так, гимназическое образование начинается с 5-го класса и предполагает «углубление» в какую-либо область (гуманитарную, математическую, естественнонаучную) плюс изучение как минимум двух иностранных языков. Чаще всего занятия в гимназиях проходят 6 дней в неделю. Обычно гимназии работают в одной связке с прогимназиями. Цель последних – подготовить детей с 1-го по 4-й класс для поступления в гимназию или другую школу с углубленным изучением отдельных предметов. Обычно в прогимназиях также существует шестидневка и уже со 2-го класса начинают изучать иностранный язык.

А лицейское образование начинается лишь с 8-го класса. Как правило, в лицеи поступают дети, ориентированные на технические вузы.

Лицеи и гимназии, а также общеобразовательные школы с углубленным изучением каких-либо предметов предназначены для детей, которые стремятся учиться. Поэтому при поступлении будущие школьники проходят тестирование. А выпускники этих школ сдают не 5, а 6 экзаменов: помимо двух обязательных предметов в форме ЕГЭ, литературы и двух по выбору, еще и дополнительный – по тому предмету, который изучали углубленно.

Еще среди общеобразовательных учреждений есть школы полного дня (дети в них находятся до 18.00) и школы-интернаты.

Некоторые школы – и обычные, и гимназии – используют авторские образовательные методики: Эльконина-Давыдова, Петерсон, вальдорфскую и т.п. У каждой есть свои плюсы и минусы. Поэтому, прежде чем принимать решение, узнайте о программе поподробнее. Например, начавшись в 1-м классе, имеет ли она продолжение в средней и старшей школе?

Документы, которые нужны для приема в школу:

  • заявление от одного из родителей;
  • свидетельство о рождении ребенка и его копия;
  • паспорт одного из родителей;
  • медицинская карта ребенка с номером его страхового полиса.

Если от вас требуют что-то сверх этого списка, знайте – это незаконная «школьная самодеятельность».

В погоне за здоровьем

На каждом этаже московской школы № 1317 установлены диваны, уложены ковры и бьют фонтаны. В комплексе вся эта красота называется «зона психологической разгрузки». Дело в том, что 1317-я имеет статус школы здоровья. То есть здесь вся работа педколлектива направлена на то, чтобы компенсировать тяжелую школьную нагрузку на детей разнообразными методами их оздоровления.

Подобные школы появились примерно 10 лет назад – по инициативе

Министерства здравоохранения РФ и столичного Департамента образования. Впрочем, в регионах самочувствием школьников озабочены не меньше, чем в Москве, поэтому при многих школах действуют Центры содействия здоровью. Особенно эффективна их работа, по утверждению специалистов, в Кемеровской области и Татарстане.

Кого же принимают в школы здоровья?

— Мнение, что у нас учатся только больные дети, ошибочно, – говорит Светлана Никитенко, заместитель директора школы № 1317. Прием ведется на общих основаниях. То есть, в основном, мы принимаем детей, «приписанных» к нашей школе.

В каждой школе здоровья есть своя «изюминка»: где-то применяют программу доврачебной охраны природного зрения, где-то соорудили соляную пещеру для лечения органов дыхания… О таких условиях для своего ребенка мечтает каждый родитель: чтобы классы по 15–20 человек, трехразовое питание, еженедельные поездки в бассейн, на теннисный корт, в конно-спортивный клуб. К сожалению, таких счастливчиков сегодня не слишком много. В Москве, например, пока действуют лишь 70 школ здоровья. Государству не по карману организовать все это в каждой муниципальной школе. Зато школы частные нередко включают в свою программу и посещение бассейнов, и занятия на галечных дорожках для массажа стоп, и отдельное меню для детей-аллергиков.

Частности о частных школах

Негосударственные учебные заведения сегодня составляют лишь десятую часть от всех российских школ.

— Удовольствие это не из дешевых. Но в определенных ситуациях они способны решить многие проблемы вашего ребенка, – считает бывший педагог одной из московских частных школ Светлана Владимировна. – Особенно «показаны» частные школы детям, у которых проблемы со здоровьем или поведением. А также тем, кому с трудом дается учеба. Дело в том, что в классах там, как правило, не больше 15 учеников (а у меня был класс, где учились всего 2 ребенка). А педагоги действительно хорошие – их набирают по конкурсу и дерут с них «три шкуры». Плюс с детьми работают квалифицированные психологи. К сожалению, в таких тепличных условиях ученики не всегда настроены трудиться как следует. Впрочем, этот настрой во многом зависит от политики школьной администрации.

Как выбрать хорошую частную школу?

Самый важный показатель – репутация. Она нарабатывается годами, поэтому к недавно созданным школам нужно быть более внимательными. Например, выясните, в чем выражается «индивидуальный подход к ученику», который, как правило, везде декларируется. Подкреплен ли он необходимым набором учебных материалов?

Разумеется, у школы должны быть соответствующая лицензия (то есть право преподавать) и аккредитация (иначе ребенку придется сдавать экзамены и получать аттестат в государственной школе).

Что почем?

От длительности пребывания ребенка в школе зависит и цена. Так, стоимость обучения в подмосковной школе-пансионе сегодня составляет в среднем 450 тысяч рублей в год .

Расходы на московскую частную школу колеблются от 27 до 40 тысяч рублей в месяц плюс обязательный вступительный взнос, эквивалентный 1–2 тысячам евро.

Впрочем, государственные школы и гимназии, известные высоким качеством обучения, также не гнушаются добровольно-принудительной помощью родителей. Особенно если ученик не слишком усердный и толковый.

— Нам очень хотелось, чтобы Сережа учился в хорошей школе, – рассказывает Ирина, мама пятиклассника. – Правда, собеседование он не прошел, но его все равно взяли. Для этого мы оплатили асфальтовое покрытие всего школьного двора.

— А нас, – говорит Оксана, мама первоклассника Игоря, – при записи в 1-й класс предупредили, что родителям придется скинуться на то, чтобы выгородить из рекреации школьный класс, отремонтировать его и оснастить всем необходимым: партами, доской и т.п. Конкурс в нашу школу был 8 детей на место, так что мы возражать побоялись.

— А мою дочку в одну из лучших московских гимназий взяли после вступительных испытаний без всяких условий, – с гордостью сказала Стелла, мама десятиклассницы Ольги. – Она девочка умная и старательная, учится отлично. А такие во всех школах в дефиците.

«Я сам!»

Но самые старательные и целеустремленные ученики в школьные стены не рвутся вовсе. Особенно с тех пор, как 7 лет назад Министерство образования разрешило всем желающим с 1-го по 11-й класс учиться экстерном. Ведь главный плюс экстерната в том, что он позволяет ученику планировать свой день в зависимости от расписания занятий на курсах или с репетиторами.

Существуют два вида экстерната: обычный и интенсив – ускоренное обучение, когда за год осваивают программу сразу двух классов.

В первом случае обучение происходит самостоятельно: школа предоставляет только несколько очных консультаций и возможность сдавать экзамены. Это бесплатная форма обучения.

Во втором случае занятия организуются на базе какой-либо школы: там несколько раз в неделю ребята грызут гранит науки вместе с преподавателем. Интенсив стоит денег. В среднем возможность за год освоить курс 10-го и 11-го класса сегодня обойдется в 20–35 тысяч рублей. Но все зависит от школы: порой цена доходит и до 60 тысяч.

Кстати, именно интенсив в последнее время пользуется особой популярностью. Причина в том, что после 2009 года единый госэкзамен, которого выпускники традиционно опасаются, будут сдавать по всем предметам, а пока лишь по двум. Вот ребята и стараются успеть закончить школу как можно быстрее. С другой стороны, педагоги предупреждают: самостоятельно подготовиться к ЕГЭ очень сложно. Ведь чтобы успешно пройти тестирование, нужно не только обладать определенными знаниями, но и четко знать методику его прохождения.

Есть у экстерната и минусы.

Во-первых, для этой формы обучения нужны особые учебники и пособия.

Во-вторых, экстернат требует от детей высокого уровня самодисциплины.

Кстати, бессмысленно искать экстернат с углубленной подготовкой по какому-либо предмету. Ведь его цель – подготовиться к выпускным школьным экзаменам. А успешное поступление в вуз – это отдельная проблема.

— Иногда родители переводят ребенка на самостоятельное обучение из-за проблем в общении с одноклассниками. Но это бессмысленно и даже вредно! – утверждает психолог Татьяна Тарви. – Ведь навыки жизни в обществе приобретаются только практикой. И ваш ребенок не сможет прятаться от окружающих до старости: ему все равно придется общаться с людьми в институте, на работе.

В поисках лучшей доли…

К сожалению, случается и так, что выбранная школа не оправдала надежд.

— Когда моя дочка пошла в 1-й класс, их школа состояла из двух отдельных зданий: в одном учили детей с 1-го по 4-й класс, в другом – с 5-го по 11-й. Такое разделение было очень удобным: более безопасно для детей. Но к нашему 4-му классу школа разделилась: старшая ее часть объявила себя самостоятельной гимназией. Теперь попасть в ее 5-й класс из нашего 4-го стало непросто: нужно было пройти жесткий отбор, состязаясь с будущими пятиклассниками со всего района. А бывшая младшая школа в спешке стала набирать учителей старших классов. Результат этой спешки был плачевным. Но дочка переходить в новый класс отказалась категорически – почти все ее подружки остались в старой школе.

Переводить или нет? Как? Когда? Эти вопросы мучают многих родителей школьников. У Жанны Шопиной, доцента кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. Выготского РГГУ, на этот счет свое мнение.

— Мой сын учился во 2-м классе, когда его гимназия просто закрылась! – рассказывает Жанна. – Так что переводиться мы, например, были вынуждены. Чтобы помочь ему адаптироваться в новом коллективе, я приняла активное участие в жизни класса: организовывала для ребят походы в музеи и театры, школьные праздники… В общем, внедрялась изо всех сил. А что делать? Ребенок – это хлопоты!

А вообще, в норме к 5–6-му классу мотивация к успешной учебе у ребенка уже должна быть развита. И если, на ваш взгляд, школа дает слабые знания, нужно искать что-то лучшее. При этом обязательно объясните ребенку: «Там тебе будет интереснее и полезнее!» Конечно, все индивидуально. Для детей тонко организованных, застенчивых, необщительных перевод в новую школу может стать стрессом. В этом случае можно годик-другой повременить – ради душевного равновесия отпрыска. Дождаться, пока он созреет.

Но в любом случае нужно помочь ребенку адаптироваться в новой школе. Как минимум, привести его туда заранее, чтобы познакомить с новыми учителями, с одноклассниками.

…И душевного комфорта

В США на протяжении 50 лет социологи и психологи проводили эксперимент: отобрали 250 особо одаренных детей и проследили их судьбу. Так вот, ни один из них не стал, например, Нобелевским лауреатом. А среди их бывших одноклассников – тех, кого не отобрали, – двое удостоились этого звания! Чем объяснить этот странный факт?

— Понятно, что все родители желают своему ребенку только лучшего, – рассуждает психолог Жанна Шопина. – В том числе и лучшей школы. Но порой личные амбиции затмевают истинные интересы ребенка. Оставим в стороне такой вариант, как «школа своего круга» (чтобы родители зарабатывали не менее… тысяч в месяц). Речь о том, что папы и мамы пытаются «поступить» ребенка именно в престижную школу.

Конечно, сильный педагогический состав, гарантированное поступление в вуз – все это отлично. Но если для обучения требуется исключительно 1-я группа здоровья, а также идеально устойчивая психика, действительно заботливым родителям стоит насторожиться.

Все начинается с отбора. Чаще всего его задача – выбрать детей с одинаковым уровнем подготовки. Ведь так их удобнее учить. Но зачем тогда педагогика, если всех стричь под одну гребенку? И заметьте: даже в тех школах, куда в 1-й класс принимают лучших детей, к 3–4-му классу появляются свои троечники и двоечники. Как же их учили, если из лучших сделали худших?

Так что если при поступлении в школу вам предлагают 2–3 тура отбора, по-хорошему, стоит сразу уйти. Или хотя бы уточнить: какова цель вступительных испытаний? Если вам отвечают, что хотят понять, какой ребенок к ним пришел, в каком классе ему будет комфортнее – тогда все в порядке.

Но если говорят, мол, у нас программа очень сложная и мы хотим убедиться, что ваш ребенок с ней справится, это должно насторожить. Ведь если опросить родителей, чьи дети учатся по усложненной программе, каждый скажет: ежедневно после уроков ребенок с ног валится от усталости. Так не велика ли цена такой учебы?

У школы есть три задачи.

Для начальной – внушить ребенку, что учиться интересно.

Для средней – выработать у ученика широкий кругозор. В это время узкая специализация ни к чему. Зачем лишать ученика каких-то аспектов гуманитарного образования только потому, что у него обнаружились математические способности? Ведь именно гуманитарное образование делает человека истинным эрудитом и интеллектуалом. Ранняя специализация растит «флюсов». Как у Козьмы Пруткова сказано: «Всякий специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя».

И только старшие классы действительно имеют право на специализацию, чтобы подготовить юношей и девушек к выбранному в жизни пути.

Все дети разные: есть расторможенные и легко возбудимые, есть застенчивые, левши, а также дети с небольшой задержкой развития (и таких девять из десяти!).

Так что же нужно, чтобы каждому из них было комфортно в школе? Все очень просто.

Во-первых, ребенка должны принимать одноклассники (или хотя бы их часть) и учитель. Во-вторых, родителям следует отказаться от позиции проверяющих: детям нужно помогать, сопереживать им.

То есть за психологический комфорт ребенка отвечает не столько тип школы, сколько тип сложившихся в ней отношений.

Выбираем профильную школу

Екатерина Лукьянова,
психолог-консультант, руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»:

Решая вопрос о выборе профильного класса, в равной степени следует учитывать интересы ребенка к различным областям знаний: к чему он предрасположен, насколько успешен в освоении тех или иных предметов школьной программы.

Так, не стоит делать выбор в пользу гуманитарного класса только потому, что ребенку с трудом даются точные науки. Ведь как для будущего технаря актуально хорошее знание математики, так и для гуманитария совершенно необходимо проявлять интерес к чтению, изучению истории, стремление к литературному творчеству.

Поэтому, прежде чем принять окончательное решение о выборе профиля обучения, желательно рассмотреть весь спектр возможностей для подростка. А помогут в этом психологи-профконсультанты.

В Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» школьники смогут пройти компьютерную диагностику и разобрать ее результаты вместе с опытным специалистом. Записаться на консультацию можно по тел.: 504-3479, 642-2434; www.proforientator.ru