Страшно, аж жуть…

Страшно, аж жуть…

Прилавки магазинов игрушек завалены монстрами. Кинотеатры крутят фильмы ужасов, от которых кровь стынет в жилах, а титаны мультимедийной продукции выпускают игры по сценариям ночных кошмаров – и всё это находит спрос. Потребителями становятся наши дети. И нам, взрослым, становится страшно. Мы задаёмся вопросом: зачем им это нужно? И что нам с этим делать?

Страшилища, которые не умирают

Дима учится в 5-м классе. В последнее время мама озабочена его поведением: он постоянно требует покупать «страшилищ», космических монстров, а теперь список пополнили ещё и смертоносные супермашины. При отказе становится агрессивным или даже впадает в истерику. Негодует мальчик и тогда, когда ему запрещают играть в компьютерные игры, особенно в такие, где идут космические войны. Наказывала – не помогало. На вопрос «Почему именно эти игрушки тебе нравятся?» мальчик отвечает: «Они сильные, им некого бояться. И не могут сломаться или умереть».
— Да, последнее время он кричит во сне, – жалуется мама. – Говорит, что ему снятся монстры, – вот поэтому я и пришла. Хотя было бы странно, если бы ему что-то другое снилось, он же всё время в это играет. Может быть, не покупать ему эту гадость?
Оказалось, что около года назад у папы была серьёзная операция на сердце и все в семье очень переживали и волновались за него. Потом умерла собака, а мальчик слышал, как взрослые сказали: «И у собак бывают инфаркты». Расспрашивая о его детстве, удалось узнать о давно забытых страхах. Оказывается, в 5-летнем возрасте Дима чуть не утонул в пруду, а в 3 года пережил сильный испуг, когда на улице хулиганы толкнули маму, вырвав у неё из рук сумку.
Говорила ли мама об этих страхах с ребёнком? Припоминая эти события, она удивляется: «А зачем? Чтобы он ещё больше напугался? И так орал, еле успокоила».

Бояться и молчать

Такое обращение родителей с детскими страхами встречается довольно часто: стыдить, наказывать, запугивать в целях воспитания, не обращать на страх ребёнка никакого внимания, разрешать смотреть без разбора всевозможные телевизионные передачи и играть в «страшные» компьютерные игры, даже не пытаясь помочь преодолеть страх.
В таком случае ребёнок, оказавшись один на один со своим страхом, чтобы с ним справиться, вырабатывает свои собственные стратегии совладания, которые эффективны, но не способствуют, а подчас тормозят развитие его личности. Какие-то события просто вытесняются из сознания, забываются (мальчик не помнил ни про хулиганов, ни про пруд). Просто он с тех пор не любит гулять по улице (хотя на самом деле боится), опасается темноты (мама не разрешает включать ночник, ведь сын «большой уже») и избегает общения (может, они все хулиганы).
В нашем случае Дима постепенно уходит в себя, самоизолируется от страшного мира: слишком много в нём тревоги. А вместо реальности создаёт свой фантазийный, иллюзорный, искусственный мир. В компьютерном мире он идентифицирует себя с сильными и бесстрашными героями, монстрами, викингами чтобы хоть как то повысить чувство уверенности в себе. Он пытается «дружить» с чудищами и в жизни, заставляя маму покупать эти игрушки. К сожалению, всеми волшебными качествами этих персонажей он обладает только в своём воображении.
Болезнь отца и смерть собаки привели к актуализации страха смерти. Дима не рискнул поделиться страшными сновидениями со взрослыми. Но ведь именно во сне может происходить важная работа души. Если бы только взрослые помогали пережить ребёнку этот опыт, хотя бы расспросив его о том, что ему снится… Можно ведь вместе, используя игру, победить чудищ – это будет очень целительно. Но Дима нашёл не самый лучший, однако привычный для него способ: он стал играть с машинами, монстрами, у которых нет сердца и которые не умирают, почти с навязчивой агрессией вынуждая маму приобретать их в магазине.

Не бойтесь говорить о страхе

В первую очередь поговорите с ребёнком, который испытывает потребность в страшных игрушках, компьютерных ужастиках, фильмах с пугающим сюжетом, и проясните, что за этим стоит.
Одна из причин – попытка детской психики переработать страх, который был испытан, но не пережит, и потому сначала вытеснялся сознанием, а затем возник вновь.
Для этого родителям не надо бояться поговорить об этом страхе с ребёнком – деликатно, без давления, просто слушать и поддерживать его в этом рассказе. Ориентируясь на состояние ребёнка, можно предложить что-нибудь сделать с этим чувством – нарисовать и порвать в клочья, положить на ладошку, пожалеть и отпустить… Детская фантазия поможет вам найти нужное действие. Можно прочитать или сочинить собственную сказку, где герой переживает такую же ситуацию, но мужественно борется с ней. Вспомнить детский фольклор (про гроб на колёсиках или кровожадное красное пианино). Ведь один из главных врагов страха – смех.

С нами не соскучишься?

Но потребность пережить страх может быть вызвана, как ни странно, и банальной скукой. Какой же бесцветной и тоскливой должна быть жизнь, чтобы единственным способом вытащить себя из эмоционального болота стали, например игры-хорроры! Эти «развлечения» главным образом направлены на то, чтобы по несколько часов держать человека в достаточно сильном напряжении, за которым следует расслабление. Такая адреналиновая раскачка может создать в дальнейшем устойчивую психологическую зависимость от игры.
Конечно, не надо забывать и о том, что даже совершенно здоровый ребёнок может увлечься на каком-то этапе своей жизни страшилками. От незатейливого детского фольклора, страшных сказок, рассказов или романов до зависания в компьютерных играх. Таким образом, особенно в подростковом возрасте, он учится самостоятельно вступать в контакт со своим страхом, испытывая себя на прочность. Ведь наши дети зачастую почти лишены настоящих жизненных испытаний.
И если в жизни вашего ребёнка есть любовь и поддержка взрослых, ему интересно жить, эти увлечения страшным и опасным будут возникать и проходить, обозначая очередной этап его развития. Взрослеющему человеку важно свой страх принять (встретиться лицом к лицу), осмыслить, суметь направить на развитие своей личности. Ведь это чувство точно указывает человеку зону его уязвимости.