По ролям

По ролям

Чем ближе первое сентября, тем тревожнее родителям будущего первоклассника. Ведь сразу же после того, как прозвенит первый звонок, малышу придется столкнуться с массой новых людей и непривычных ситуаций. Справится ли он?
Как попроситься в туалет? Как объяснить учительнице, что не понял правило? Как рассказать, что тебя обижают одноклассники, не рискуя прослыть при этом ябедой? К кому обращаться, если потерял школьные принадлежности? Как говорить с завучем, охранником, нянечкой, буфетчицей, медсестрой?.. Конечно, со временем ваш первоклашка разберется в хитросплетениях школьного этикета. Но чтобы на первых порах он не смутился и не испугался, оказавшись в новом, незнакомом и не слишком уютном месте, стоит заранее подготовить его.

Играем в школу!

Но как расскажешь вчерашнему дошколенку о правилах поведения в школе? Ведь дети живут моментом, и отвлеченные инструкции и нравоучения пропускают, как правило, мимо ушей.
А вот в игру ребенок активно включается и глубоко проживает даже те ситуации, в которых никогда не оказывался в жизни. Этим-то и надо воспользоваться. Приготовьте кукол, изображающих персонажей школьной действительности (воспользуйтесь фигурками в конце журнала). Придумайте и разыграйте с их помощью типичные ситуации, в которых может оказаться первоклашка в первые школьные дни.
Важно, чтобы ребенок учился видеть ту или иную ситуацию с разных точек зрения. Для этого предложите ему в каждой сценке примерить на себя разные роли: пусть побудет растерянным новичком и уверенным в себе отличником, хулиганом, ябедой, строгой учительницей и веселым физруком, сердитым охранником и добродушной буфетчицей. Так, играючи, вы сможете рассказать ребенку о том, как правильно вести себя. А еще выяснить, не боится ли он предстоящих перемен, не завышены ли его ожидания, адекватно ли он оценивает себя. И если есть какие-то проблемы, постараться мягко скорректировать их.

Учительница первая моя

Часто дети не понимают, как строить отношения с учительницей. Традиционно дистанция между воспитательницей и детьми в детском саду гораздо меньше, чем между учительницей и классом. И ребенок попадает в неловкие ситуации просто потому, что не умеет задать правильный тон в отношениях. Чтобы этого избежать, проиграйте разнообразные ситуации, в которых может оказаться ребенок.

Забыл, как зовут учительницу.

Такое бывает с первоклашками сплошь и рядом и может привести малыша в состояние ступора. Проиграйте варианты решения проблемы: вежливо узнать у самой учительницы, у соседа по парте и т.д.

Не понял или не расслышал объяснения.

Разыграйте несколько подобных ситуаций, чтобы малыш понял, что нет ничего страшного в том, чтобы переспросить. Гораздо хуже сидеть, ничего не понимая, до конца урока.

Потерял или забыл дома что-то нужное.

Самое глупое – ждать, что «пронесет». Обнаружив в середине урока, что у одного из учеников нет, к примеру, зеленой ручки или пластилина, учитель, скорее всего, будет недоволен. Лучше сообщить об этом самому в начале урока. Проиграйте разные варианты подобных ситуаций.

Нужно в туалет.

Научите ребенка стандартному «Можно выйти?». И продумайте, как поступить в возможной неординарной ситуации:
  • если «выйти» нужно срочно, а учительница не замечает поднятой руки;
  • если требуется туалетная бумага;
  • если первоклашка не помнит, куда идти.

Хочется поделиться с учительницей своими переживаниями или радостью.

Общительные экстраверты иногда просто не в состоянии сдержать свои эмоции. Однако учительница далеко не всегда может выслушать малыша. Что делать? К примеру, поднять руку и спросить: «Можно, я расскажу, как мы с папой вчера ездили на рыбалку?» Или, если речь идет о чем-то личном, подойти на переменке и, выждав, когда учительница не будет занята, спросить: «Я хочу Вам кое-что рассказать. Когда это можно сделать?»

Другие школьные обитатели

В детском саду ребенок ни с кем, кроме воспитательницы, в самостоятельные отношения не вступает. Собственно, и в первые школьные дни контакты эти сведены к минимуму, ведь первоклашки передвигаются по школе, в основном, в сопровождении классного руководителя. И все же малыш должен знать, как повести себя во внештатной ситуации.

Потерялась сменная обувь (или любая другая вещь).

Малышу придется обратиться к уборщице или дежурному учителю. Разыграйте несколько вариантов развития событий.

Потерялся сам незадачливый первоклашка.

Подобные курьезы не редкость. Малыш может перепутать и этаж, и класс, и учительницу. Разыграйте, как вести себя в этом случае: не рыдать в ужасе, а извиниться, представиться и попросить показать дорогу в нужный класс.

У малыша болит голова (нога, живот).

Научите его толково объяснять учительнице свое состояние, вести себя в медицинском кабинете. Если ребенку противопоказаны какие-то лекарства или медицинские манипуляции, внушите ему, что он не должен позволять школьному врачу ничего с собой делать, пока не придет кто-то из родителей.

Встреча с ровесниками.

В школе у ребенка появляется гораздо больше, чем прежде, возможностей вступать в спонтанные, не регламентированные взрослыми отношения со сверстниками. Однако наладить контакт на первых порах бывает не так-то просто. Разыграйте разнообразные варианты отношений:
  • как вписаться в уже сложившуюся компанию приятелей по двору или детсаду;
  • как защитить свое имущество от посягательства, не рискуя прослыть жадиной – предложить поменяться, поделиться, одолжить;
  • что делать в случае прямой агрессии – решить дело миром, обратить все в шутку, защититься и дать сдачи. В игровой форме покажите, что прибегать к помощи старших в решении детских междоусобиц можно в самом крайнем случае, если никак не можешь противостоять обидчикам.