Встречи по правилам и без

№ 10, 2008
Рубрика: Острый угол
Содержание статьи:
Встречи по правилам и без

«Почему родительские собрания в школе превратились в акции по сбору денег? Во времена моего детства на них приходили учителя-предметники. Они рассказывали о том, как учится каждый ученик в классе. Кого-то хвалили, и родители сидели гордые. Кого-то ругали, и родителям было стыдно, и они дома устраивали «разбор полетов». Сегодня учителя равнодушно говорят: «Мы никого учиться не заставляем!» И встреча родителей и классного руководителя сводится к подсчету, сколько нужно сдать на нужды класса, школы. Неужели такое взаимное безразличие стало нормой в школьной жизни?»

Роза Ахундова,
мама восьмиклассника, г. Уфа


Теоретически…

Светлана Седова, сотрудник методического центра Управления образования САО

Родительское собрание – и это главное правило! – должно быть тематическим.
То есть либо организационным (посвященным, например, экзаменам или предстоящей экскурсии), либо итоговым (в конце четверти или учебного года), либо просветительским (перед родителями выступает, например, психолог или врач).
Как часто родительские собрания должны проходить? Это оговаривается в уставе каждой конкретной школы: раз в четверть, в триместр, в полугодие. При этом общешкольные собрания, как правило, проходят реже, а классные – чаще.
Но понятно, что для родителей основной смысл посещения собрания – узнать, как учится их ребенок. Поэтому встреча с учителями-предметниками является обязательной.
В некоторых школах педагоги сами приходят в класс, чтобы встретиться с родителями тех школьников, у которых есть проблемы с обучением. Но не всем приятно обсуждать своего ребенка прилюдно. Поэтому альтернативой все чаще становятся дни открытых дверей. То есть школа устанавливает конкретные дни (как правило, по субботам), когда родители могут прийти поговорить к любому из педагогов-предметников.
К сожалению, все вышеперечисленные правила в действительности соблюдаются не всегда. И в итоге все зависит от директора школы. От того, какие порядки он устанавливает в своем учебном заведении, какие требования предъявляет к преподавательскому составу и как контролирует выполнение этих требований. А все, что касается сбора денег – это проблема родительского комитета, а не классного руководителя!


Практически…

Галина Норейко, классный руководитель 7 «А» класса школы № 1106 ЮЗАО г. Москвы

А знаете ли вы, что родительское собрание, если уж совсем все по правилам, должны проводить сами родители? И приглашать на него учителей.
Но, как правило, мамы и папы подобной инициативы не проявляют. Да и соответствующих знаний у них для этого нет. Поэтому организацию и проведение собраний берет на себя классный руководитель. Например, я 25 лет работаю в школе и уже выработала для этого определенный алгоритм действий.
Во-первых, я обязательно веду протокол собрания (вернее, прошу это делать одного из присутствующих родителей). Благодаря тому, что все сказанное мы документируем, потом легче объясняться с теми мамами и папами, кто от встречи уклонился. Ведь решение большинства по вопросам школьной жизни (о введении формы, например), а также выступления учителей-предметников по проблемам в учебе или дисциплине тех или иных детей – все зафиксировано на бумаге. Заодно протокол – свидетельство того, что на собрании действительно обсуждали насущные вопросы, то есть собирались не зря. А оповещает родителей о дате собрания запись в дневнике ребенка. Плюс накануне мамы-активистки обзванивают родителей.
Во-вторых, лекций я взрослым не читаю – многие воспринимают их как оскорбительный ликбез. А вот напомнить им, в каком возрастном периоде дети находятся, необходимо. Родители ведь в своем режиме живут и некоторые нюансы жизни своих школьников просто упускают.
Например, то, что 6-й класс – время, когда дети пробуют на вкус зло. И смотрят, как взрослые на это реагируют. К такому желательно подготовиться заранее. А в 10-м классе школьники традиционно расслабляются: не учатся, прогуливают. И мы с родителями вырабатываем общую стратегию поведения. В конце третьей четверти нужно напомнить взрослым о том, как устали их дети: самая длинная четверть, короткие световые дни…
В-третьих, встречи с предметниками у нас обязательны. Приходят те, кому есть что сказать по конкретным детям. Впрочем, острые проблемы педагог и родители должны, на мой взгляд, обсуждать тет-а-тет.