Знания с доставкой на дом

№ 3, 2008
Рубрика: Технологии
Автор статьи: Надежда ФЕТИСОВА
Знания с доставкой на дом

Пятиклассница Ксюша не любит делать уроки: примеры по математике не решаются, правила по русскому не запоминаются. Значит, завтра учительница снова будет недовольна. И мама помочь дочери ничем не может: через пять минут совместных домашних занятий начинает сердиться и кричать. А потом обе расстраиваются.

Действительно, для многих родителей делать уроки с ребенком – испытание нервной системы на прочность. К тому же даже самый добросовестный родитель однажды перестает понимать то, чему учат его чадо в старших классах. В этом случае на помощь приходят репетиторы. Их главное преимущество перед всевозможными образовательными курсами – в индивидуальном подходе к каждому ученику. Общение тет-а-тет помогает педагогу увидеть и предвидеть наиболее часто встречающиеся трудности и ошибки его подопечного, а также определить, что было упущено несколькими классами ранее. Впрочем, перед домашними педагогами стоят разные задачи. Следовательно, различаются и виды репетиторства, и стоимость услуг.

С «тройки» на «пятерку»

Отличные четвертные оценки ученика седьмого класса Миши Баринова портила единственная тройка – по алгебре. Проболев две недели в начале четверти, Миша пропустил пару новых тем – и пошло-поехало… Родители Миши решили, что ситуацию надо исправлять. Весь следующий месяц три раза в неделю после уроков Миша приходил в кабинет математики, и они вдвоем с Ольгой Евгеньевной – учителем алгебры – разбирали задачки и уравнения. Результат – твердое «хорошо» в конце года!

Репетитор «для оценок» – самый простой способ помочь ребенку наверстать упущенное по программе и исправить «обидные» отметки. Обычно школьные учителя за сравнительно небольшую плату – от 350 рублей за час (в статье указаны московские цены, региональные ниже в среднем на 150–200 рублей – авт.) – с радостью берутся помочь отстающим ученикам, причем часто прямо в стенах родной школы.

Плюсов тут много для всех. Мамы и папы избавляются от необходимости каждый день с боем проверять, выполнено ли домашнее задание по «запущенному» предмету. А у учителя и ученика появляется возможность познакомиться поближе и наладить отношения. Кроме того, часто оценки снижаются из-за таких «мелочей», как неправильно оформленный разбор слова или ненаписанное слово «Ответ». А кто, как не учитель-предметник, лучше всего разберется во всех этих хитросплетениях?

Теперь о минусах. Во-первых, по закону у учителя должна быть лицензия на оказание платных услуг. Но на деле подобные занятия чаще всего оказываются «нелегальными» (впрочем, как правило, директора школ смотрят на эти нарушения сквозь пальцы). Во-вторых, всегда есть опасность, что оценки станут выше не потому, что у ученика знаний стало больше, а потому, что учитель старается продемонстрировать пользу от его занятий с вашим ребенком. Поэтому если вас интересуют именно знания, все-таки надежнее брать репетитора со стороны.

Еще один способ ликвидировать отдельные пробелы в знаниях – пригласить на помощь студентов. Из минусов – у них почти нет опыта преподавания. Но оценим плюсы: энтузиазм и старательность при низких ценах (от 250–300 рублей за занятие). И потом, студенту гораздо проще найти общий язык с учеником – сам недавно был таким же.

«Пусть меня научат!»

Принято считать, что контингент репетиторов – двоечники. Но это заблуждение!

— Мой опыт свидетельствует, что к репетиторам часто обращаются дети, которые особенно интересуются каким-то предметом, – говорит репетитор Алексей Павлов.

Как правило, стоимость услуг репетитора для углубленных занятий по какому-либо предмету – от 1000 рублей за академический час.

Другой вариант для тех, кто хочет расширить для себя рамки школьной программы, – не профессиональный педагог, а ваши знакомые – специалисты в определенной области (переводчик, ученый). Понятно, что расценки на услуги таких репетиторов разные – как договоритесь. Но обычно не меньше 400 рублей за занятие. Однако вот парадокс: новые знания – не всегда залог отличной отметки!

— У меня есть знакомая – литературовед, – рассказывает мама 14-летней Сони. – Мы решили, что лишние знания по литературе дочке не помешают. Сонька очень втянулась в эти занятия: читала какие-то книжки, смотрела исторические фильмы. Каково же было мое удивление, когда однажды она принесла «пару» по… литературе! «Да это за Чехова, – пояснила мне дочь. – А мы с Ириной Петровной сейчас друзей-декабристов Пушкина проходим…»

На все случаи жизни

Пятиклассник Сережа Вяткин в прошлом году переехал с родителями в Москву из Мурманска. И внезапно выяснилось, что требования московских школ сильно отличаются от мурманских. А тут еще новый класс, новые учителя… У Сережи сразу начались проблемы с учебой, хотя в старой школе он учился на 4 и 5.

Ситуацию спас Дмитрий Валерьевич – репетитор-универсал, которого Вяткиным посоветовали знакомые. Три-четыре дня в неделю они вместе с Сережей готовили уроки по русскому, литературе и истории. Также Дмитрий Валерьевич следил, чтобы и по другим предметам домашнее задание было выполнено вовремя. И – о чудо! – скоро в дневнике у мальчика появились «хорошо» и «отлично».

Универсальные репетиторы «держат руку на пульсе» общей успеваемости своих подопечных. Как правило, они берутся преподавать сразу несколько предметов одного профиля – например, алгебру, геометрию и физику. Ведь главный «источник» таких специалистов – научная среда. Часто за их плечами опыт преподавания в вузах. Владение несколькими предметами позволяет универсальному репетитору увязывать между собой многие области человеческих знаний о мире. То есть видеть проблемы и явления с разных сторон.

И это один из главных плюсов данного вида репетиторства.

Кстати, репетитор может быть необходим застенчивому ребенку. В школе такой ученик постесняется при всем классе что-то переспросить и уточнить у преподавателя. В результате новый материал остается неусвоенным. А домашнего учителя чего бояться?..

Как правило, цена услуг универсального репетитора не превышает 1000 рублей за час. Впрочем, пока этот вид репетиторства – явление не слишком распространенное, поэтому цены очень нестабильны.

Горячая пора

А где же найти репетитора для поступления в вуз?

Занятия с учителем из школы (от 400–500 рублей за час, в специализированных гимназиях – 700–800 рублей за урок) могут оказаться не очень эффективными: школьные педагоги не знакомы со спецификой выбранного вуза, с требованиями, которые там предъявляют к абитуриентам…

Можно найти педагога по объявлению на любом из сайтов в Интернете. Свой труд они ценят высоко: от 1000 до 1500 рублей за занятие. Но отличить аса высшей категории от откровенного «рвача» сразу трудно. Поэтому надежнее всего нанять преподавателя из «вашего» вуза.

В среднем в Москве эти репетиторы берут 1000–1700 рублей за академический час. Впрочем, тут все зависит от престижности вуза: в МГУ, например, средняя цена – эквивалент 50–60 евро (стоимость одного занятия по иностранному языку доходит до 70 евро) за академический час. Высокие цены часто пытаются оправдать возможностью «блата»: есть шанс, что на экзамене знакомый преподаватель будет более снисходителен к ошибкам ученика. Но не следует забывать: экзаменационная работа может ведь попасть и к другому преподавателю.

Самый экономичный вариант – призвать на помощь студентов средних курсов того вуза, куда планируете поступать. Примерно за 350 рублей в час они поделятся с абитуриентом знаниями о том, чего преподаватели данного вуза требуют на вступительных экзаменах.

Мифы о репетиторах

Вы нашли для ребенка подходящего репетитора? Прекрасно! Но это не означает, что отныне все проблемы решатся сами собой. О типичных заблуждениях на этот счет рассказывает Лариса Лотош, кандидат психологических наук.

Заблуждение 1.

Репетитор решит все проблемы с неуспеваемостью моего ребенка

Ничему нельзя научить, всему можно только научиться. Репетитор может лишь помочь ребенку понять тот материал, который он по каким-то причинам не понимает на уроках в школе. Но если ребенок не понимает, что учеба нужна именно ему (а не маме, папе, учителю, а теперь еще – репетитору), никакие дополнительные занятия не решат данной проблемы. Задача родителей – объяснить своему школьнику, почему ему необходимо хорошо учиться и какую роль в этом будет играть репетитор.

Заблуждение 2.

После первых же занятий с репетитором мой ребенок будет получать хорошие отметки

Положительные результаты начнут появляться только месяцев через 5–6. Почему такой долгий срок? Во-первых, ребенок не сразу адаптируется к новой форме работы (дома и один на один с учителем). Во-вторых, устранение пробелов в знаниях занимает, как правило, много времени.

Случается, что родители просят репетитора: «Вы уж напишите, пожалуйста, быстренько за нее (него) сочинение, а то нам сегодня некогда, а работу завтра сдавать». Конечно, высокие отметки в журнале или дневнике ребенку обеспечены, но хороших, прочных знаний по предмету у него в таком случае не будет.

Заблуждение 3.

Главный критерий при выборе репетитора – солидный опыт его работы

Конечно, опыт играет важную роль, но не основную. Успех обучения ребенка во многом будет зависеть и от личных качеств преподавателя. Помните: профессиональный преподаватель – это, прежде всего, человек, знающий, как сделать трудные вещи понятными, умеющий заинтересовывать своим предметом, умеющий легко ладить с детьми. Это человек с безграничным терпением и большим чувством уважения к своим ученикам.

Заблуждение 4.

Хороший репетитор способен «вытянуть» любого ребенка

Есть проблемы, решить которые не в состоянии даже самый замечательный домашний учитель. В первую очередь речь идет о детях с отставанием в развитии, которые по тем или иным причинам обучаются в обычной школе. Порой их родители ошибочно считают, что ребенку могут помочь индивидуальные занятия с репетитором. Но репетитор – не психолог, не психотерапевт и не дефектолог.

Кроме того, успешной учебе могут мешать повышенное внутричерепное давление, дисграфия, неспособность сосредоточиться и другие медицинские проблемы. В этих случаях, прежде чем нанимать репетитора, стоит обратиться за помощью к врачу или психологу.

Внимание – на часы

В погоне за знаниями не стоит забывать о подростковой физиологии.

Так, среднестатистический 7–10-летний ребенок способен эффективно заниматься лишь в течение часа и не более 2–3 раз в неделю.

Школьники 11–15 лет могут высидеть на занятиях по 2 часа подряд. При этом желательно, чтобы таких занятий было не более двух в неделю.