Молчание – золото?

Молчание – золото?
— Мам, а мне каким карандашиком в прописи писать – большим или маленьким?.. А можно мишутка вместе со мной считать будет?.. А почему на этой странице картинка есть, а на этой нет?.. А почему вот здесь мелкими буковками написано, а тут крупными?.. А сколько мы еще заниматься будем?..
— Да хватит уже вопросы дурацкие задавать! – не выдерживает вконец раздраженная мама. – Ты учиться будешь или языком болтать?
Занятым по горло родителям нередко кажется, что нелепые детские вопросы – лишь способ потянуть драгоценное время. Однако умение задавать вопросы и выслушивать полученные ответы – не менее важная составляющая успешной учебы, чем аккуратный почерк или знание простейших математических операций. Более того, именно вовремя заданный вопрос свидетельствует о зрелости ребенка, его готовности к учебе.
Конечно, в ворохе вопросов, которые вываливает на вашу голову малыш-приготовишка, далеко не все имеют непосредственное отношение к выполняемому заданию и к учебному процессу вообще. Ведь ваш маленький ученик пока еще просто не в состоянии отделить главное от второстепенного. Однако резко одернув его (мол, твое дело – молчать и слушаться!), мы добьемся лишь того, что он накрепко усвоит: задавать вопросы стыдно, вредно, а то и опасно. А это может привести лишь к тому, что из активного и пытливого участника учебного процесса будущий первоклашка превратится в механического исполнителя не вполне понятных, а значит, абсолютно бесполезных для него заданий.

Домашняя школа для почемучек

Когда заходит речь о навыках, необходимых для успешной учебы, родители чаще всего привычно отмахиваются: всему необходимому малыша научат в подготовительной группе детского сада или прогимназии, а мы, в лучшем случае, поможем с домашним заданием. Однако в том, что касается вопросов, на курсы особенно рассчитывать не приходится. Лишь очень опытный и высокопрофессиональный педагог сумеет уделить этому время в плотном графике двадцатиминутного мини-урока. Да и в первом классе правильно задавать вопросы не учат практически никогда.
А значит, это как раз тот навык, научить которому малыша предстоит именно вам. А процесс
приготовления домашних заданий для «нулевки» – отличный повод потренироваться в искусстве задавать вопросы.

Начнем с себя

Чтобы научить будущего первоклашку правильно спрашивать, нужно, прежде всего, освоить несколько нехитрых, но крайне важных правил.
  • Запаситесь временем – садясь заниматься с ребенком, желательно никуда не торопиться или хотя бы иметь «про запас» лишние пятнадцать-двадцать минут.
  • Слушайте до конца – даже если вам кажется, что вы с первых слов поняли, что именно хочет спросить ребенок, обязательно дослушайте его. Во-первых, может оказаться, что он имеет в виду не совсем то, что вам показалось сначала, а во-вторых, так вы подчеркиваете значимость детского вопроса.
  • Вносите ясность – если вам не вполне понятна суть вопроса, не отмахивайтесь от него сходу как от «дурацкого», а уточните, что именно интересует малыша.
  • Обратите внимание: маленькие дети далеко не всегда в состоянии сформулировать, что они имеют в виду. Вам, по сути, надо предложить ему вариант более точного и конкретного вопроса: «Ты хочешь знать, зачем в учебнике используют буквы разной величины?», «Ты не понял, как отличить круги от овалов?» и т. д.
  • Не бойтесь повторяться – даже если дошколенок в пятый раз задает один и тот же вопрос, постарайтесь не раздражаться. У пяти-шестилетних детей память еще очень короткая, и далеко не всё в ваших объяснениях ребенок способен запомнить с первого раза, особенно когда дело касается совершенно новых, непривычных для него сфер деятельности: чтения, письма и т. д. При помощи наводящих вопросов попробуйте выяснить, что именно он не понимает в ваших объяснениях, попробуйте найти иной, более доступный для малыша вариант ответа.
  • Не стесняйтесь не знать – если вы не знаете ответа на вопрос, не стесняйтесь в этом признаваться. Предложите поискать вместе ответ в учебнике или энциклопедии, вместе расспросить учительницу – при встрече или написав ей, к примеру, письмо по электронной почте.
  • Грамотно задавайте вопросы сами – беседуя с сыном или дочкой, четко формулируйте собственные вопросы, используйте принятые в таких случаях речевые формулы: «я хочу тебя спросить», «скажи, пожалуйста», «мне интересно», «как ты думаешь…» Внимательно, не перебивая, выслушивайте детские ответы.

Вопрос по существу

Большинство учебных неурядиц в начальных классах происходит именно из-за того, что ребенок, не поняв чего-то в объясняемом материале, не умеет или стесняется задать учителю вопрос. И недопонимание так и растет из урока в урок, как снежный ком, пока не приведет к серьезным учебным проблемам. Поэтому, занимаясь с будущим первоклашкой, обязательно научите его выделять непонятные моменты и задавать правильные вопросы.
  • Разбирая новую тему, обязательно спрашивайте у ребенка, что, по его мнению, в этом задании самое сложное, что можно было бы понять неправильно.
    Обратите внимание: ответить на вопрос «Всё понял?» дошколенок, скорее всего, пока не сможет, а точнее, ответит утвердительно.
    Поэтому ваш вопрос должен звучать предельно конкретно: «Ты понял, как узнать, какое число больше, а какое меньше? Нет? Давай подумаем, что именно здесь непонятно и как спросить об этом?»
  • Дайте вашему маленькому ученику задание, заведомо пропустив какую-то важную деталь. При помощи наводящих вопросов дайте ему понять, что он знает не всё, что необходимо для его выполнения: «Как тебе кажется, ты можешь решить эту задачу? Ты ни о чем не хочешь спросить? Может, тебе нужно что-то уточнить?» и т. д. Если ребенок утверждает, что вопросов нет, дайте ему возможность попробовать выполнить задание, а потом, разбирая результаты, покажите, где именно следовало задать вопрос, чтобы избежать ошибок.
  • В ролевой игре при помощи кукол-перчаток или мягких игрушек разыграйте ситуации, которые помогут приготовишке не растеряться в классе и задать необходимые вопросы учителю.

    Наш совет:

    дайте ребенку в игре побыть в роли успешного ученика, толково формулирующего свои вопросы, и в роли ученика-недотепы, не умеющего задать правильный вопрос и выслушать ответ, в роли мудрого учителя, разъясняющего все непонятности, и в роли выскочки-всезнайки, выкрикивающего ответ раньше учителя, даже не дослушав вопрос. Разберите, какая модель поведения удачна, а какая нет.

Речевые формулы

  • Я не вполне понял…
  • Я хотел бы уточнить…
  • Могу ли я спросить…
  • У меня возникли вопросы…
  • Правильно ли я понимаю…
  • Посоветуйте мне, пожалуйста…

рисунки: Наталья Ратковски