Позже, вечером, не сегодня…

Позже, вечером, не сегодня…
О прокрастинации, или откладывании «на потом» важных дел, не написал, пожалуй, только тот, кто почему-либо решил отложить это на потом. Странное оцепенение, которое охватывает человека при одной мысли о том, что надо сделать срочно, – состояние, знакомое очень многим.

И если ваш ребёнок или вы при написании доклада (подготовке к экзаменам, генеральной уборке, решающем звонке) вспоминаете об этом в последний момент и бросаете все силы на то, чтобы свернуть неподъёмную гору, сворачиваете её кое-как… или, оттягивая до последнего, берётесь за адов труд, но в процессе находится масса других «неотложных» дел, отвлекающих от главного, то эта статья для вас. Впрочем, если любые сколь угодно важные дела делаются в последний момент, но при этом решение находится к сроку, результат устраивает, вы не испытываете эмоционального перевозбуждения (не путать с активацией для поиска решения!) или апатии, режим дня не нарушен, и вы довольны тем, что получилось, – это не прокрастинация. Возможно, вы просто так привыкли. Ставите себе мысленную задачу, начинает работать познавательная активность. Чем бы ни занимались параллельно, вы ни на секунду не забываете о поиске решения для главной задачи, и к назначенному сроку остаётся только его воплотить. И неважно, что это делается в последний момент, – вы не пытались от задачи избавиться, да и выполнение не вызывает других эмоциональных реакций, кроме торжества победителя.

Другое дело, когда на подступах к выполнению дела (если мы вообще о нём помним) нас начинает преследовать весь спектр неприятных ощущений. И вот, чтобы не испытывать неуверенность, нерешительность, раздражение и гнев, страх ошибки или страх успеха, а также апатию или чрезмерное перевозбуждение, мы стараемся это дело как-то отодвинуть. Чтобы не сталкиваться с такими неприятными, разрушающими нас чувствами. В результате срок вышел, а воз и ныне там. Почему мы так поступаем, и как это изменить?

Когда это становится проблемой?

  • Откладываем дела на потом.
  • Испытываем при этом нерешительность, раздражение, гнев, страх ошибки или успеха.
  • Доделав дело, понимаем, что проще было бы распределить время, начать раньше – глядишь, и сделали бы лучше, и себя бы потом не пилили.

Перфекционизм

Человек старается всё сделать по максимуму, доводя любое дело до совершенства. Если так не получается – лучше не делать вовсе, иначе силён страх совершить ошибку (а тогда мир рухнет, и тебя любить не будут). Или же дело будет оттачиваться и полироваться до бесконечности, до мелочной придирки к деталям, а в результате полностью измотанный человек так и не получит удовлетворения победителя.

Как складывается такой механизм? Взрослый переносит собственные нереализованные ожидания на ребёнка, предъявляет к нему завышенные требования. Ребёнка видят только тогда, когда он успешен, сравнивают с другими: «Вот если бы ты ещё чуть постарался, то сделал бы лучше Васи», «Я в твои годы учился только на пять!», жёстко критикуют ошибки.

Что делать?

Учиться хвалить, поощряя совершённое действие, усилие, а не оценивая результат. Дети, считающие, что они должны всё делать идеально, часто боятся начать новое дело. В этом случае им можно предложить начать дело вместе или вместе подготовить план выполнения. В случае неудачи нужно уметь сопереживать ребёнку и предлагать свою помощь. Не сравнивать с другими! Чтобы он поверил в свои силы и начал действовать, помогите ему посмотреть на себя такого, каким он был вчера, и чему он уже научился сегодня. Пусть это маленькие изменения, но это его собственные успехи! Пусть он вместе с вами рассматривает кривые буквы в тетради в начале года и сегодняшние – более красивые и ровные. Только не хвалите огульно – дети чувствуют фальшь и неискренность.

Страх успеха

Как ни парадоксально это звучит, бывает и такая причина. Казалось бы, мы, родители, хотим, чтобы наши дети достигли успеха, шли вперёд, но часто в семье поверх головы ребёнка раздаётся: «А этот-то вон выбился в начальники – и поминай как звали», «Конечно, раньше был друг, а теперь директор». Как будто в одном сообщении связывается нерушимый логический вывод: добился успеха – потерял друзей, стал уже не нашим. А что может быть страшнее для ребёнка, чем стать чужим, – ведь именно так он воспринимает это родительское послание? Иногда от невнимания к чувствам другого или от усталости мы даём ещё более жёсткие послания: «Ну что тебе больше всех надо, что ты хватаешься за этот реферат? Готовь его теперь с тобой вместе!», «Ишь, умник, не высовывался бы».

Что делать?

Если вы поймали себя на таких словах, возьмите на себя ответственность как взрослый человек и притормозите с этими высказываниями, а если они по привычке или от усталости продолжают срываться с языка, то найдите силы рассмотреть это и под другим углом, дабы уравновесить высказанное.

Отсутствие цели и плана

Если вы не понимаете, зачем вам нужно что-либо сделать, или не знаете, как выполнить намеченное, дело само собой начинает откладываться на потом. При этом, если есть более интересные дела, то занятие не интересным, но важным вызывает чувство принуждения и гнева, злости на ситуацию, когда приходится что-то делать.

Что делать?

В зависимости от возраста выстраивать целеполагание. Помнить, что в начальной школе, да и у подростков выстраивание длительных целей «Ты сегодня делаешь эту презентацию, и она будет вкладом в твое будущее» не работает. Нужно находить более близкие цели.
Касательно планирования есть много подходов, главное – не забывать, что ребёнок сам планировать не умеет, и этому его нужно научить. Здесь можно использовать и приёмы тайм-менеджмента, и деление крупного задания на части, и делание вместе, и правило «Одно неприятное дело с утра». Главное – при планировании не забывать про перерывы, ибо человеку свойственны ритмы, то есть чередование занятий, происходящее в определённой последовательности.

И ещё одна рекомендация: не пользоваться электронными планировщиками, а предпочесть бумагу и ручку (карандаши). Помогут и рисунки дел на магнитной доске, которые стираются при выполнении, и стопка листочков с надписями, которые можно перекладывать и перебирать, а после выполнения – даже комкать и кидать в корзину! Это нужно, чтобы добавить активность уже на уровне планирования. Действия с листочками или рисунками переводят из двухмерной плоскости (пишу в компьютере) в трёхмерную, что снимает напряжение, а также на телесном уровне добавляют человеку активации на действие, которой так не хватает тем, кто всё откладывает.