Почему тебе легко, а мне трудно?

№ 1, 2013
Рубрика: Движущая сила
Почему тебе легко, а мне трудно?

Каждый год вереницы счастливых первоклассников рассаживаются за парты в классе. Их глаза светятся любопытством и верой в то, что они будут самыми замечательными учениками. А на улице их дожидаются родители и, по большому счёту, каждый из них очень хочет, чтобы всё получилось, чтобы учиться понравилось, чтобы всё было хорошо. Проходят первые месяцы, и чьи-то надежды начинают сбываться, но у многих детей всё идёт не так гладко, как хотелось…

И особенно заметно это на контрольных работах. Почему-то одни щёлкают их как орешки, а другие вроде бы и готовились, но результаты неизменно низкие. Да и сами дети часто задают родителям вопросы: «Почему я не как Петя? Почему ему всё легко по русскому, а у меня только физкультура и рисование хорошо? Почему Маша всегда пишет все задания, а у меня как самостоятельная, так ластиком из головы всё стирается? Почему Оля сразу всё запоминает на слух, а я пока не напишу – не запомню?» А мы подливаем масла в огонь стремительно падающей самооценки ребёнка, отвечая на эти вопросы в таком духе: «Это потому, что ты ленишься, а другие дети молодцы!» Впрочем, чаще мы не со зла так говорим. Просто других объяснений у нас нет.

Мы очень надеемся, что они появятся, и после знакомства с этой статьёй и дальнейшими материалами новой рубрики «Движущая сила» вам будет что сказать вашему ребёнку. Вы начнёте лучше понимать, каким образом он воспринимает информацию наиболее эффективно, а что для него сложно – не потому, что ленится, а потому что врождённые данные под такой вид деятельности не очень подходят. Также мы опишем, как изменяется человек под влиянием стресса в зависимости от врождённой доминанты левого или правого полушария и расположения (справа или слева) ведущих руки, ноги, глаза и уха.

Вне зоны доступа

С самого рождения вы чаще используете правое или левое полушарие головного мозга, правое или левое ухо, глаз, руку, ногу. Всё это влияет на способ, которым ваше тело и мозг обрабатывают информацию. Также этот расклад сил определяет, какой способ обучения для вас предпочтителен и как вы будете вести себя в стрессовой ситуации. Чем старше мы становимся, тем большими навыками и способами обучения овладеваем. И свой врождённый профиль взрослый человек может понять разве что в очень стрессовой ситуации. Ведь под влиянием стресса активизируется работа ведущего полушария и блокируется доступ к навыкам полушария противоположного. А все органы восприятия, которые находятся на стороне ведущего полушария, тоже ограничиваются в своих возможностях, потому что передают нервные импульсы именно в то полушарие, которое в ситуации стресса остаётся «вне зоны доступа». (Подробнее об этом – в таблице). Ведь каждое из полушарий управляет противоположной ему стороной тела! Именно это объясняет столь разные реакции в ситуации экзамена. Человек, у которого ведущий глаз находится на стороне ведущего полушария, может обнаружить, что читает вопрос, но абсолютно его не понимает. А другой, у которого ведущая рука на стороне ведущего полушария, вдруг забывает отдельные слова и переходит на язык жестов или ощущает, что при ответе ему ужасно мешают руки. А тот, у кого все органы восприятия информации находятся на противоположной от ведущего полушария стороне, разве что слегка поволнуется, но никакого сбоя в восприятии и воспроизведении информации у него не будет…

Как всем нам, таким разным, вести себя при стрессе и на что обратить внимание при обучении, мы поговорим в следующих статьях. А пока давайте поближе познакомимся с право— и левосторонними особенностями.

Карта полушарий

Каждое из них воспринимает определённый вид информации и обрабатывает её специфическим способом. Левое полушарие имеет дело с деталями, частями, причинно-следственными связями. В противоположность этому правое полушарие обрабатывает и воспринимает целостную информацию, имеет дело с образами, ритмами, эмоциями. Дети с ведущим левым полушарием любят сам процесс обучения, они склонны к последовательной деятельности – не любят, когда заведённый порядок вещей нарушается, предпочитают технику обучения новому по принципу «шаг за шагом». Им интересны символы и знаки: буквы, цифры. Правополушарные дети нацелены прежде всего на контакт. Если учитель не понравился – не понравится и предмет. Им очень трудно вписаться во временные рамки. Они вполне искренне путают или забывают вещи, которые, казалось бы, делают каждый день, и обожают спонтанно переключаться на что-нибудь интересное. В обучении часто схватывают суть, но теряются, когда нужно объяснить последовательность шагов, приведших к ответу. Очень любят двигаться. Даже если по всем предметам провал, физкультура и танцы будут на высоте. В ситуации стресса левополушарные дети либо замирают, либо начинают прикладывать много усилий к деятельности, с их точки зрения очень важной, но подчас бессмысленной с точки зрения целостного восприятия ситуации. То есть, получив двойку, ребёнок начинает решать подобные примеры, хотя ошибка может быть связана с невниманием при проверке. Становятся напряжёнными. Правополушарные дети выдают эмоционально окрашенные реакции по типу: «ВСЁ пропало и уже НИКОГДА не будет хорошо!» Могут начать совершать хаотичные нелогичные поступки.

Возможно, вы уже узнали себя и своего ребёнка в этих описаниях. Но то, что подходит успешному соседу по парте, часто вовсе не подходит вашему ребенку. Понимая исходную схему, можно найти свой путь к интеграции правого и левого полушария и включению в работу всех ушей, глаз, рук и ног. Надеемся, что знакомство с этой темой поможет каждому выбрать ту стратегию обучения, которая подходит именно ему.

Право

Лево

При стрессе

Глаза

Запоминает отдельные детали, воспринимает информацию в табличках и диаграммах.

Запоминает целостную картину (фотографическая память), важны картинки, диафильмы. Может начать писать с середины или с конца страницы.

Не смотрит на учителя, может закрыть глаза, чтобы сосредоточиться на слухе. Перестаёт воспринимать визуальную информацию.

Уши

Лучше запоминает даты, факты, названия.

Лучше запоминает метафоры истории, эмоционально окрашенный текст.

Ухудшается восприятие на слух и блокируется доступ к аудиальной памяти.

Руки

Вербально способный ученик. Любит поговорить, выразить своё мнение. Полезно конспектировать информацию.

Обладает выразительными жестами. Любит что-то рисовать при запоминании материала.

Правая рука при правом полушарии: сохраняется способность излагать мысли, но ощущает себя скованно. Не знает, куда деть руки. Левая рука при левом полушарии: теряет речь, переходит на жесты.

Ноги

Стремится выполнять движения по инструкции шаг за шагом. Сложнее со спонтанными движениями.

Движения спонтанные, управляются ритмом.

Затруднения в движениях: они становятся неуклюжими, есть вероятность упасть на ровном месте.