Мама, я хочу в артисты

№ 2, 2014
Рубрика: Тема номера
Мама, я хочу в артисты
Марина в шутку жалуется подругам: «У всех дети как дети, а у меня артист! Говорю ему: получи профессию нормальную, а потом можно и в актёры податься, но Серёга упёрся – в театральный, и всё!» Людмила уже второй год оплачивает дочке Ане занятия с репетитором по живописи: девушка мечтает поступить в Институт им. И. Е. Репина, рисует целыми днями. Вот только родители не уверены, надо ли столько времени и денег отдавать на подготовку к творческому конкурсу: несерьёзный какой-то экзамен.
А шестнадцатилетняя Лиза грезит журфаком МГИМО. Она слышала, что в приёмную комиссию нужно приносить собственные публикации. Но какой журнал станет сотрудничать со школьницей?
Сдача экзаменов в вуз – всегда испытание. Но когда дело касается ЕГЭ, тут хотя бы всё более или менее понятно: известно, за что снижают баллы и как готовиться, чтобы получить максимальную оценку.
А с творческим конкурсом, который нужно пройти для поступления в театральное училище, художественную академию или на журфак, всё не так просто. Как доказать педагогам, что у тебя не просто талант, а талантище? Что надо сделать, чтобы тебя заметили среди сотен других абитуриентов? И помогут ли в этом подготовительные курсы и занятия с репетитором? Попробуем разобраться.

Театралы: «Главное – репертуар!»

Абитуриенты актёрских факультетов – самые отчаянные ребята. Ну, действительно, подумайте, каким упорством и верой в себя надо обладать, чтобы из года в года отстаивать дикие очереди перед дверями приемных комиссий «Щуки», «Щепки», РАТИ, Школы-студии МХАТ или ВГИКа, повторяя про себя и вслух драматические монологи, скороговорки и внимая рассказам тех, кто уже побывал на прослушивании.
— Комиссия сказала: «Удивите нас!» И началось. Кто-то орал, как сирена «Скорой помощи», кто-то стоял на голове, кто-то мёртвым прикинулся. А один парень подошёл к столу преподавателей, снял с Мастера туфлю и швырнул в окно. Ему говорят: «Молодой человек, мы вас берём, только ботинок верните!»
Такие истории можно слушать бесконечно и без всякой практической пользы для себя. Второй раз номер с туфлей не сработает, к сожалению. А что можно сделать уже сейчас, чтобы на конкурсе чувствовать себя уверенно?
— Самый ответственный этап подготовки к поступлению в театральный вуз – это выбор репертуара, – уверен актёр и режисcёр Эльдар Тагиев. И он, педагог с 23-летним стажем, преподаватель актёрского мастерства и ораторского искусства, конечно, знает, о чём говорит.
— Очень важно, – объясняет педагог, – чтобы чтецкая программа не затмила вашу индивидуальность, а помогла ей раскрыться. Поэтому не стоит брать стихи, басни и прозу, которые вам понравились в исполнении известного актёра, приятеля или другого абитуриента. Эти тексты подходят тому человеку, который выступает с ними, но совершенно не обязательно подойдут вам. Прислушивайтесь к себе, ищите себя. Да, придётся перелопатить множество книг, но вы обязательно наткнётесь на те стихи, которые греют душу именно вам, найдёте такой прозаический отрывок, при чтении которого у вас возникает потребность делиться своими чувствами и мыслями с окружающими, вы разыщете басню, к которой подберёте собственный подход.
После всего вышесказанного, разумеется, возникает вопрос: А сколько же времени потребуется на подготовку к конкурсу?
— Чем раньше вы начнёте готовить репертуар, тем лучше, – считает Эльдар Тагиев. – Нельзя приходить на творческий экзамен, имея в запасе всего один кусок прозы, одно-два стихотворения из школьной программы и басню. Вас могут попросить прочитать несколько разных прозаических кусков, пять-шесть стихотворений. Бывает, пропуская понравившегося абитуриента во второй тур и желая ему помочь, члены приёмной комиссии советуют, какие тексты оставить, а какие лучше забыть. Сделайте так, чтобы мастерам было из чего выбрать.

На что ещё обращает внимание комиссия?

Разумеется, на дикцию, внешние данные, артистичность, заразительность. Но не менее важна общая эрудиция.
Если вы пришли поступать в театральный, то как минимум должны знать, кто такие Станиславский, Немирович-Данченко, Щепкин, Вахтангов. Больше читайте, старайтесь быть в курсе мировых событий, не говоря уже о новостях театра, кино, литературы. Всегда аргументированно выражайте свою точку зрения.
Считается, что оценки по общеобразовательным предметам в театральных вузах никого не интересуют. Но каким бы талантливым ни был абитуриент, если он не знает, грубо говоря, кто был первым космонавтом или кто победил во Второй мировой войне, на педагогов это произведёт отталкивающее впечатление.

Евгения Брагина, актриса театра «Практика»:

— После школы я пробовала поступать во все театральные вузы. В итоге меня приняли на актёрский факультет Международного славянского института, его я и окончила. Но во время учёбы, вплоть до 3-го курса, не переставала ходить на прослушивания в заветную «большую пятёрку». Так что меня можно назвать ветераном поступлений. По-моему, отбор всегда очень субъективен. Обычно художественный руководитель заранее знает, какой тип актёров ему нужен на курсе, и на каждого потенциального студента примеряет то или иное амплуа. Чтобы подготовиться к поступлению, лучше всего найти репетитора из того вуза, где вы хотели бы учиться. Но востребованные педагоги редко берут частных учеников, да и время их совсем не дёшево. Неплохой выход – обратиться к аспирантам кафедры сценической речи. Молодые специалисты, как правило, заинтересованы в учениках, и стоимость их услуг вполне адекватна. Другой вариант – пойти на подготовительные курсы в том же училище. Здесь вы познакомитесь с разными преподавателями и их требованиями, проявите себя на занятиях, узнаете свои слабые и сильные стороны. Существует и множество коммерческих студий, обещающих подготовить школьников к поступлению на актёрские отделения. Но будьте бдительны: обязательно выясните, какие учителя работают в студии, какие о них отзывы. Дело в том, что приёмные комиссии ведущих театральных вузов настороженно относятся к абитуриентам, которые занимались в самодеятельных коллективах: таких ребят сложно переучивать. Поэтому, если у вас нет возможности пойти на проверенные курсы или на уроки к профессиональному педагогу, лучше готовиться самостоятельно.

Эльдар Тагиев:

— Бывает, что юноша или девушка мечтают об актёрской профессии, а папа и мама настаивают на том, чтобы ребёнок сначала отучился в «нормальном» вузе. Но ребята и их родители должны понимать, что в мире театра и кино время не ждёт. На актёрский факультет 22-летних девушек не берут практически никогда, юношей – очень редко. Преподаватели хотят, чтобы абитуриенты были пластичны душой и телом: из свежей глины проще лепить. Поэтому предпочтение – 17–18-летним дарованиям.

Художники: «В пожарном порядке научиться рисовать не получится»

Обычно на факультеты живописи, скульптуры и графики приходят выпускники художественных училищ и детских художественных школ. В последних, правда, непрерывного 10-летнего образования, как было в советское время, уже нет. Как правило, на обучение принимают подростков 12–13 лет и учат их 4 года. Но в художественных школах есть и подготовительные группы для малышей с 5–6 лет.
Итак, увлечённый абитуриент не расстается с блокнотом и карандашом и заранее знает не только в каком институте и на каком отделении хочет учиться, но и у какого педагога. А что делать тому, кто лишь к 10-му или 11-му классу определился с планами на будущее и рисовать начал совсем недавно? Сможет ли он конкурировать с теми, кто пишет картины чуть ли не с рождения?

Бывалые советуют

Для начала решите, куда вы хотите поступить. Сходите на дни открытых дверей в несколько институтов и академий, почувствуйте атмосферу этих учебных заведений, посмотрите на работы студентов.
Затем найдите преподавателя из понравившегося вуза и попробуйте договориться с ним об индивидуальных занятиях или хотя бы о нескольких консультациях. Педагог, во-первых, определит ваши шансы на поступление. Во-вторых, укажет на слабые и сильные стороны в работах, расскажет, что читать, чему уделять больше времени.
После этого уже можно подумать, нужны ли вам курсы, и если да, то какие: кратковременные, двухлетние, трёхлетние и т. д.
Есть учебные заведения, в которые случайному человеку попасть практически невозможно. Вот, например, что пишут преподаватели Санкт-Петербургской Академии художеств (Институт им. И. Е. Репина) на своей страничке «ВКонтакте»:

Шансы велики, если:

  1. Вы закончили художественное училище, в котором преподают наши выпускники.
  2. Если не преподают выпускники, но на защиту диплома приезжал кто-то из педагогов академии и вас отметили и рекомендовали.
  3. Вы занимались в частной школе или мастерской, где готовят к экзаменам и, самое главное, где есть стабильная статистика поступающих.
  4. Вы не имели специальной подготовки ранее, но готовились на подготовительных курсах при академии. Важная деталь – ведут курсы преподаватели академии, нередко те, которые будут принимать у вас экзамены. Согласитесь, что здесь вы получите самые точные рекомендации.
  5. Чтобы поступить «с улицы», надо написать и нарисовать обнаженную модель лучше студента 3-го курса.
На сайтах приемных комиссий Строгановки и МГАХИ тоже без обиняков написано, что без начального художественного образования поступить невозможно. Значит, придётся заниматься. Что бы ни выбрал абитуриент – уроки репетитора, курсы или помощь студентов-аспирантов, – ему нужно знать, к чему готовиться, какие испытания придётся проходить во время творческого конкурса.
Для начала надо принести свои работы (этюды, рисунки, композиции, живопись) на просмотр в приёмную комиссию. По результатам этого отборочного тура самые талантливые ребята допускаются к вступительным испытаниям.
Обычно экзаменов три: рисунок (портрет и/или обнаженная фигура), живопись (портрет или натюрморт) и композиция (например, иллюстрация к отрывку из книги). В каждом вузе и на каждом отделении свой порядок проведения испытаний. И требования, которые предъявляются к экзаменационным работам, во всех вузах разные. К примеру, на экзамене по живописи на отделениях графики разрешено пользоваться и маслом, и темперой, и тушью, и акварелью. Но в одной академии, по негласному правилу, высоко оцениваются только акварельные работы, а в другом институте, наоборот, акварель считается моветоном, надо писать маслом. То же самое и на экзамене по рисунку. Один преподаватель любит «проволочный штрих», а другой «проволоку» категорически не приемлет и предпочитает «солому». Слухи обо всех этих особенностях и «фишках» из года в год обрастают подробностями, переиначиваются, теряют свою актуальность и могут сбить с толку любого поступающего. Так что же – «проволокой» рисовать или «соломой»? Какие работы можно считать образцом для подражания?
Если нет возможности заниматься на курсах и лично задавать все эти вопросы преподавателям, придётся проводить самостоятельные исследования: ходить на просмотры студенческих работ, фотографировать их, делать в блокноте пометки о комментариях педагогов и студентов. А дома анализировать: за что поставили высокую оценку, за что баллы снизили. И, конечно, работать не покладая рук. Этот путь очень непростой, но целеустремлённому человеку он может дать хороший толчок для творческого развития.

Путь в музыканты…

…пожалуй, самый длинный. Ведь чтобы поступить в консерваторию или, скажем, в Академию им. Гнесиных, нужно либо закончить среднюю специальную музыкальную школу-одиннадцатилетку, либо обычную музыкальную школу плюс музыкальное училище (музыкальный колледж). Так что решение о выборе профессии ребёнку и его родителям предстоит принять уже лет в 6. А если позже, то даже самые лучшие курсы и репетиторы помогут вряд ли.

Ольга Голомовзюк, студентка 1-го курса Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского:

— Я училась в музыкальной школе № 85 им. Йозефа Гайдна, потом – в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории. При поступлении в консерваторию нужно сдать экзамен по специальности, экзамены по гармонии (устно и письменно), сольфеджио (устно и в форме диктанта), а также русский язык и литературу. Последние два экзамена можно сдавать либо в виде баллов за ЕГЭ, либо непосредственно при поступлении – изложение по русскому и литературу устно по билетам.
Если абитуриент поступает к профессору, у которого не учился в музыкальной школе или в училище, то, как правило, берёт несколько уроков (обычно бесплатных), на которых педагог и определяет, подходит ли ему такой студент. Ближе к экзаменам проводятся консультации на кафедрах: можно прийти, показаться, поиграть – преподаватели что-то подскажут, поправят. Это просто общие консультации, не обязательно у того педагога, к которому поступаешь.
Всё это касается инструменталистов, у вокалистов, возможно, как-то иначе. А вообще, конечно, всё зависит и от абитуриента, и от педагога, и от конкретного учебного заведения… Но совершенно точно одно: после музыкального училища можно поступить и без репетиторов. Если очень стараться и как следует заниматься.

Журналисты: «Аргументируй свою позицию!»

Творческий конкурс на журфаке – полноценный экзамен. Правда, не совсем обычный. Готовиться к нему сложно потому, что темы заранее не определены. Вопросы на собеседовании могут касаться совершенно разных сторон жизни.
К примеру, если девушка написала в анкете, что до 15 лет занималась балетом, её могут расспрашивать об известных танцовщиках и балейтместерах, театральных скандалах, нашумевших постановках. Если парень говорит, что прошлые летние каникулы провёл в США, с ним могут поговорить о предвыборной кампании Обамы или карьерных взлётах известных американских телеведущих. Для одного абитуриента устная часть творческого конкурса – всего лишь интересная беседа в компании вузовских преподавателей и взрослых коллег-журналистов, а для другого – настоящий перекрёстный допрос. Всё зависит от настроя поступающего, его эрудиции, увлечённости выбранной профессией и, конечно, от везения.
— Раньше при поступлении на журфак МГУ от абитуриентов требовали портфолио, то есть подборку уже опубликованных в печатных изданиях заметок, обзоров, репортажей или распечаток программ, вышедших в эфир на радио или телевидении, – рассказывает Ольга Макаркина, выпускница журфака, руководитель информационно-аналитического отдела журнала. – Теперь такое досье приносить не обязательно: профессиональные задатки поступающих проверяют на творческом собеседовании с помощью «редакционного задания». Суть творческого конкурса от этого не изменилась. Преподаватели журфака хотят видеть перед собой молодого человека, который уже попробовал себя в профессии и действительно увлечён ею. Дико слышать, когда абитуриенты говорят, что смотреть телевизор и читать газеты немодно, что политические новости их не интересуют, а главными медиаперсонами года они считают ведущих шоу «Голос». Хотите пройти творческий конкурс – обязательно устройтесь стажёром в газету, журнал, на телевидение или радио, куда получится. Вы увидите, как работает редакция, информационное агентство или пресс-центр, какие проблемы их сотрудникам приходится решать изо дня в день. Поймёте, почему одни материалы публикуют, а другие отклоняют или полностью переписывают. Пусть ваши собственные заметки будут небольшими и немногочисленными, но работа над ними вас многому научит. Не стесняйтесь звонить в редакции и проситься на практику. Да, отказы возможны, но они тоже – часть профессионального опыта журналиста. Отнеситесь к неудачам творчески. В конце концов, если вас не приняли в пяти печатных изданиях, сотрудникам шестого вы точно сможете предложить репортаж под названием «Как я был журналистом, и что из этого вышло».

«История одного поступления»