Жизнь в своем формате

№ 11, 2007
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Жизнь в своем формате

«Расскажите о неформальных молодежных движениях!» – с этой просьбой к журналистам «ЗШ» обратился папа 13-летней школьницы, объявившей себя эмо. Помочь обеспокоенному папе оказалось непростым делом.
Вот вы, например, что знаете о готах, эмо, растафари? Ну вот, плечами пожимаете… Как и большинство взрослых людей в ответ на подобный вопрос. Да что там взрослые – даже школьники (десятиклассники из ближайшей к редакции школы) только отмахнулись от меня: «Эмо? Да ходит тут у нас пара дурех, обвешанных значками. Не-ет, мы с ними не тусуемся…»
Но неформалы все-таки существуют: они находят друг друга по Интернету или пополняют ряды того или иного движения за компанию с друзьями.
А родители, ничего не понимая в новом увлечении собственного ребенка, не знают, как реагировать. Так что давайте разбираться, кто есть кто.

Дети природы

…Они всегда выделяются в толпе: объемные вязаные береты, волосы, заплетенные в дрэды. Они слушают рэгги, чьи корни кроются в народной музыке Ямайки, а их девизом служат слова «peaсe and love» («мир и любовь» то есть). Они – это растаманы, или растафари. В далекой от жаркого ямайского солнца России интерес к рэгги и растаманству проснулся на рубеже 70–80-х годов.
Лет пять назад богемность растаманов увлекла юную художницу Яну из подмосковного города Дмитров, и она вступила в их ряды.
— Все так хорошо начиналось! – вспоминает Яна. – Мы, дети бетонных «коробок», провозгласили себя частью природы. Мы заботились о своем здоровье, особенно налегая на естественный рацион питания, и отвергали табак, спиртное и всевозможную «химию». Мы ходили босиком (однажды я босая дошла от Савеловского вокзала до своего института – минут тридцать топала). И заплетали волосы в дрэды: согласно раста-представлениям, дрэды являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа (правда, происходит слово «дрэды» от английского «дрэдлокс» – «ужасные патлы» – и назвали так прическу добропорядочные английские граждане).
В то время мне было 16 лет, и идея восстать против любого угнетения вдохновляла. Ведь Рас Тафари Макконен, чьим именем назвали движение, – это император Эфиопии, который отменил в стране рабство.
А подросткам так свойственно чувство, что их угнетают. Единственное, что мешало проникнуться идеями растаманов полностью – их легкое отношение к курению «травки». Не знаю, чем могло бы закончиться новое увлечение, если бы не трагедия: один из моих друзей, забыв, что он – «дитя природы», перешел на героин…
К сожалению, листик марихуаны – столь же излюбленный символ растафари, как и Звезда Давида, и Лев Иудейский. А ведь наркологи в один голос заявляют: «легких» наркотиков в природе не существует.
Впрочем, движению растафари в нашей стране уже почти три десятка лет, но оно так и не стало особо популярным. Зато в последнее время в России появляются все новые виды молодежных субкультур, гораздо более массовые. Они, казалось бы, не несут с собой такую очевидную опасность, как наркотики, но и в них есть свои «подводные камни».

Депрессивные умники

— Я отлично помню один момент из детства, – рассказывает 36-летняя Елена. – Мне 14 лет, я стою под душем. И вдруг в голову приходит мысль: все равно я умру! Тогда я впервые так отчетливо осознала бренность бытия. И главное, ни с того ни с сего. Возраст, видимо, такой был. Но накрыла настоящая депрессия. Готов в моей юности еще не существовало. А так, наверное, к ним бы примкнула…
Два года назад целый коллектив педагогов, психологов и социальных работников провел анализ субкультуры готов в Санкт-Петербурге. Среди авторов работы был и Владимир Гущин – начальник отдела анализа молодежных субкультур питер-ского Центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних.
Почему исследователей заинтересовали именно готы?
— Они среди прочих субкультур самые интеллектуальные, – объясняет Владимир Александрович. – Мальчики и девочки, которые считают себя готами, слушают классическую музыку и читают книги таких писателей-мистиков, как Анна Райс, Эдгар По, Герман Гессе и Фейхтвангер.
Кто такой настоящий гот? Замкнутая меланхоличная личность, одетая во все черное, с выкрашенными черным цветом ногтями и губами. Считается, что только на кладбище гот чувствует себя комфортно (но это должно быть старинное кладбище). А еще для гота обязательны разговоры о собственной депрессивности и суициде.
— Но, несмотря на все их рассуждения о бренности бытия, в моей практике случаев суицида среди готов не было, – уверяет Гущин. – Максимум, что ребята делали – царапали запястье, чтобы потом демонстрировать окружающим «шрамы». Особенно любили пугать ими родителей.
К сожалению, не все так безобидно. По свидетельству ученых, кроме прочих, в ряды готов вступили бывшие панки (не самая агрессивная их часть – те подались в скинхеды), которые привнесли в субкультуру антисоциальные нормы. Так, именно маргинальные слои готов виновны в разрушении кладбищенских памятников и прочих безобразиях.

Вся жизнь – театр

…Стук деревянных мечей, фигуры, закутанные в длинные плащи, – на лесных полянах возле московского района Митино нередко можно видеть, как юноши и девушки разыгрывают необычные сценки из непонятной жизни. Гуляющие местные жители к ним уже привыкли, а новичкам поясняют: «Это толкиенисты!»
Редактор сайта для толкиенистов Диар Туганбаев с этим определением согласен не вполне:
— Словом «толкиенисты», – поясняет Диар, – называют разных людей. Существуют два основных стержня, вокруг которых вертится все это сообщество: мир, описанный во «Властелине Колец» и других книгах Толкиена («Средиземье» или «Арда», с ударением на первый слог), в этом мире живут и действуют люди, эльфы, гномы, хоббиты и прочие народы; ролевые игры, то есть нечто вроде театральных постановок на открытом воздухе. Толкиен для «ролевика», как правило, – один из множества писателей, по сюжетам книг которого проходят игры-импровизации (например, сегодня появилось много «поттероманов» – любителей книг Джоан Роулинг). Но Толкиен популярнее остальных: он был первым, кто так подробно описал вымышленный мир, что в него стало интересно играть…
Несмотря на различия толкиенистов и ролевиков, ежегодно
на их общий слет «Зиланткон» в Казань съезжаются тысячи поклонников Толкиена и ролевых игр.
— И это неудивительно, – считает психолог Светлана Чурбанова. – Оглянитесь вокруг: нас буквально заставляют создавать мир мифов. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в «Детский мир» или посмотреть телевизионные передачи… Кстати,
в одной из научных дипломных работ, выполненной на факультете психологии МГУ, было показано, что уровень агрессивности у подростков, посещающих театральную студию, ничуть не ниже, чем у малолетних правонарушителей. Различия касались только формы агрессии. У театралов была зафиксирована вербальная, а у правонарушителей – физическая агрессия.
Но если ребенок увлекся шитьем «эльфийских» костюмов, изготовлением мечей и хочет поехать в лес с ночевкой на ролевую игру, родителям стоит внимательно приглядеться к его новым друзьям. Важно, чтобы ребенок не попал в компанию, где лидером является недостойный человек, который упивается своей властью над окружающими.
А хорошо организованная ролевая игра должна проводиться с соблюдением всех мер техники безопасности. Например,
на игры, в которых участвуют более десятка человек, обычно приглашают хотя бы одного постоянно дежурящего врача на случай бытовых травм и отравлений.

Эмо не боятся боли

Минувшим летом на улицах Екатеринбурга появились подростки в черно-розовой одежде с сумками, украшенными многочисленными значками – это мода на эмо докатилась до столицы Урала. Узнать эмо легко: они накрывают часть лица челкой, демонстрируя, что одна его половина еще «жива», а вторая скрылась во тьме. Сочетание черно-розовых цветов в одежде символизируют эмоции: радость и горе.
А пирсинг на губах, носу, бровях, ушах и даже языке демонстрирует, что эмо презирают боль.
Об этом они и стихи сочиняют:
«…Хотите – верьте мимо воли,
Но ЭМО не боятся боли.
Хотите – верьте иль не верьте, Но ЭМО не боятся смерти…»
Это четверостишие разместила
в Интернете 14-летняя Александра из Херсона. Действительно, «правильному» эмо полагается быть ранимым настолько, что любое огорчение теоретически может стать причиной добровольного ухода из жизни.
…В отличие от большинства взрослых, мама 10-летней Сони Анна всегда считала, что дочка должна переиграть во все молодежные увлечения:
«Я и сама, – поясняет она, – в юности считала себя то хиппи, то металлисткой, и ничего страшного со мной не случилось!» В общем, лет с восьми Сонька была готом, а недавно объявила, что она – эмо.
Для игры в эмо Соне потребовались бесчисленные значки, на которых были изображены вырванные сердца и зашитые глазки, сумка с изображением мертвой невесты (есть такой персонаж в культовом для эмо и готов мультике Тима Бартона) и рюкзак в форме гроба. Все это мама ей покупала, поддерживая увлечение дочери. Впрочем, лояльность родителей длилась недолго. Когда в самый разгар рабочего дня у Анны зазвонил телефон и в трубке она услышала голос дочери: «Ты меня не любишь! Вы с папой хотите еще одного ребенка, значит, я вам уже не нужна!
Я разрежу себе вены!» – стало ясно, что ребенок заигрался.
В общем, эмо-увлечение родители пресекли. Теперь Соня – «ска»: на сумке – значки с хулиганскими словечками.
В наушниках плеера – песни с ненормативной лексикой.
Кстати, исследователи неформальных молодежных движений утверждают, что эмо – одна из самых неагрессивных культур. Именно такие в современной России приобретают все большую популярность. Более того – именно к эмо сегодня все чаще примыкают и подростки из дворовых группировок (оказалось, что далеко не всем, даже физически сильным ребятам нравятся принятые в них жесткие взаимоотношения). Правда, тем самым искажается первоначальная идея субкультуры: накачанный эмо – это необычно. Зато скинхеды теперь вынуждены отказываться от своей любимой забавы – бить эмо, потому что все чаще получают серьезный отпор.

…Только спокойствие!

— Каждый подросток стремится, во-первых, выделиться из толпы, во-вторых, быть своим в стае, – считает Жанна Шопина, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии
им. Выготского РГГУ, кандидат психологических наук. – И не стоит бояться их вызывающего вида и поведения: это ведь очень демонстративный возраст, когда все силы брошены на то, чтобы выпячиваться и вызывать раздражение взрослых. Просто раньше для этого служили брюки-клеш и обклеенные картинками гитары. А сегодня – косые челки, плащи и мечи. И атрибуты смерти – это своего рода бравада: когда человек что-то изображает, он этого перестает бояться.
Дети, чтобы понять, что такое хорошо, и что такое плохо, должны попробовать и то, и другое.Раньше у молодежи было движение «висяков» – они поздно вечером катались в вагонах метро, повиснув вниз головой на поручнях. Сегодня мои первокурсники играют в мир Толкиена. Завтра будет что-то еще: подростки всегда будут искать способы выплеснуть свою самость.