Снова в класс…

Снова в класс…

Каникулы пролетели, и снова школа. Слово «снова» очень точно описывает ситуацию. В голове ученика, где ещё недавно были знания, теперь пусто. Полезные привычки – быстро делать уроки, собирать вечером портфель – забыты. В первый день родители ещё подшучивают: хорошо погулял. Но когда ничего не меняется целую неделю, а то и две, начинают злиться и недоумевать, обвиняя школяра в саботаже и непроходимой лени. Но и ему тоже несладко. Ведь он вроде старается, но как-то всё не так…

Что же происходит? Дело в особенностях нашей нервной системы. Любая новая деятельность образует новые нервные связи между отделами головного мозга. Но процесс это небыстрый. Вернее, у каждого человека скорость образования этих связей разная. Общее только то, что образуются они и закрепляются благодаря повторению действия. У кого-то в области математики всё очень быстро происходит, а вот в движениях – с трудом. Кому-то легко даётся то, что связано со словами, а вот порядок на столе и сбор портфеля вызывают трудности. Иногда мы, взрослые, не отдаём себе отчёта в том, что любая новая тема для ребёнка является той самой новой деятельностью, которую нужно осваивать, отращивая те самые нервные связи. Один 9-летний наблюдательный мальчик так сказал про этот процесс: «Очень сложно учиться на пятёрки. Сначала не всё понимаешь и делаешь ошибки. А потом, только всё понял и уже можешь получить пятёрку, – начинается новая тема. И всё сначала». Процесс учебной деятельности – тоже новый, особенно для младшей школы.

Вспомнить всё

На каникулах процесс закрепления новых связей заканчивается. Ребёнок переходит в другой ритм жизни. Наверное, вы замечали, что иногда и это ему нелегко. Первый день каникул многие шатаются по квартире, не понимая, чем заняться. Перестраиваются на другой режим – менее структурированный и более естественный для ребёнка. Каникулы запускают правополушарный ритм: больше спонтанности и творчества. А строгий временной школьный график больше соответствует функции левого полушария. У детей младшего школьного возраста межполушарные связи находятся в стадии формирования, и поэтому в строгом графике многим из них жить сложно. После отдыха и взрослому человеку тяжело включиться в работу, но помогает опыт, в том числе и благодаря школе. Поэтому у взрослого на переключение уходит не так много времени. Но чем младше ребёнок, тем сложнее для него этот процесс. И было бы здорово ему помочь в этот момент.

  1. После зимних каникул можно полистать учебники за день-два до выхода в школу. Если каникулы летние, то за неделю до их окончания можно начать повторять пройденный материал. Естественно, не весь и не подолгу. Два раза по полчаса в день для младших школьников вполне достаточно.
  2. Желательно объяснить ребёнку: когда начнётся учёба, его организму нужно будет время, чтобы вспомнить, как это – учиться. Что-то будет вспоминаться быстро, а что-то медленно. И это нормально. Важно о том, что никак не получается вспомнить, рассказать маме с папой. Вместе проще что-то придумать. Можно объяснить это состояние постепенного включения, используя образ поезда. Когда начинается движение, он не срывается сразу с места, как гоночная машина, а постепенно набирает скорость.
  3. Сбор портфеля, делание уроков – навыки организации, которые тоже находятся в стадии формирования. И наивно ожидать, что ребёнок их сразу восстановит. Лучше потренироваться накануне. Собирая портфель, ребёнок проговаривает, что он будет класть и куда. Что должно быть в пенале и зачем. Когда этот процесс озвучивается, включается и левое полушарие, и осмысление происходящего.
  4. Также важно в первые дни запустить процесс делания уроков. И лучше через осмысление самого ребёнка. Можно напомнить, что до каникул он делал это определённым способом. Например, сначала обедал, потом садился за письменный стол, начинал обычно с математики. Дальше спросить: планирует ли он и в этой четверти поступать так же, или есть другие предложения? Если есть, попробовать пару дней пожить в новом режиме. Потом снова обсудить – помогает это настраиваться на учёбу или нет.
  5. Каждые 3–4 дня проверять, как дела. Обязательно находить тот урок или деятельность, в которой ребёнок уже успешен. Хвалить вслух и пытаться понять, что мешает успеху в других предметах. После летних каникул в школе обычно повторяют пройденное, и, возможно, дома нужно повторить ещё раз то, что забылось намертво. А после зимних сразу начинаются новые темы, и иногда важно поддержать ученика в том, что получается небыстро, что-то объяснить.
  6. Можно помочь процессу, снимая стресс и активизируя межполушарные связи с помощью упражнений «Гимнастики мозга». Это простые в выполнении и очень эффективные упражнения, помогающие повысить внимание и снизить уровень тревоги.

Особые обстоятельства

Будьте внимательны, если ваш ребёнок перешёл в пятый класс или у него сменился учитель. Это чаще влияет на детей с ведущим правым полушарием. Если контакт с педагогом не складывается, ухудшается и отношение к предмету. Тут родителям важно пообщаться с учителем и помочь наладить контакт. А может, вместе с ребёнком погрустить об ушедшем педагоге. Ведь иногда дети, в отличие от взрослых, не понимают, что прощаются с любимым учителем навсегда. И эти переживания и неосознаваемое несогласие с происходящим блокируют нормальный контакт с новым педагогом.

Чем старше будет становиться ребёнок, тем проще ему будет привыкать к школе после каникул. Но если процесс затягивается, важно понять причины и немного помочь.