Визит с ребёнком к психологу

Визит с ребёнком к психологу
Что такое для родителей поход к детскому психологу? Отчаянная мера, когда дальше уже некуда, и домашние средства воздействия на непокорного отпрыска исчерпаны и результата не дали. Это некий подход к опасной черте, за которой – сплошь неприятные последствия: исключение из школы, вконец испорченные отношения с ровесниками, потеря контакта со старшими и прочие ужасы. Ну, и ребёнка жалко, и страшно за него…
Бытует такое мнение: «Достаточно одного посещения психолога, чтобы всё узнать про своего ребёнка. Потому что проблема именно в нём. Сейчас специалист за один сеанс в голове ребёнка что-то подкрутит, и всё у нас сразу станет хорошо».
Позиция большинства родителей очень проста. Есть ребёнок, с ним что-то не так. И если психолог подкрутит какие-то неведомые винтики, нажмёт на какие-нибудь волшебные кнопки, то с ребёнком всё будет хорошо. И в семье всем полегчает. Действительно, многие психологи (особенно начинающие) так и работают. В результате ребёнок на какое-то время меняется, но, возвращаясь в родную семейную среду, почему-то очень быстро снова становится «не таким». А всё дело в том, что семья состоит не только из ребёнка, но и из других людей. И все они друг на друга влияют. А значит, если не скорректировать взаимоотношения родителей и ребёнка, ничего и не изменится.

Приходите сначала вдвоём…

Из телефонного разговора: «Здравствуйте, хотела бы привести к вам на приём сына. – Хорошо. Только сначала я встречаюсь с мамой и папой отдельно без ребёнка». Пауза на том конце провода и неизменное: «А папа-то зачем нужен? Он не любит психологию (он в командировке, он всё время работает и всё равно ничего не знает)». Ещё одна характерная особенность нашего общества: папа почему-то не важен. Кстати, в многодетных семьях таких отговорок никогда не возникает. Но ребёнок состоит из мамы и папы. И даже если этот папа всё время на работе и самое большее, что говорится ребёнку, «Привет–пока», – он всё равно влияет. Своим поведением, привычками, общением с мамой и общением мамы с ним – кучей мелочей, которые ребёнок подмечает и усваивает с рождения. А ещё у папы всегда есть своё мнение на происходящее в семье. И на состояние ребёнка. Поэтому объективную картину можно увидеть, только пообщавшись и с мамой, и с папой.

Знакомство заново

Встречи с ребёнком отдельно, конечно, обязательно происходят. Почему встречи, а не встреча? Да потому, что за один раз можно только увидеть, как ребёнок завязывает отношения с незнакомыми людьми. А если важно действительно мнение о различных сторонах его личности и коррекция его поведения, то встреч явно должно быть больше одной. Работая с ребёнком, очень часто сталкиваешься с тем, что у него свой запрос, отличающийся от ожиданий родителей. Например, распространённая ситуация: родители хотят, чтобы ребёнок уделял учёбе больше времени. А его самого волнует отсутствие друзей и вообще радости в жизни. Родители хотят, чтобы он перестал бояться, а для него самого это единственный способ выразить свои противоречивые чувства к любимым, но часто излишне суровым (или малодоступным) маме с папой. Работа с ребёнком отдельно даёт возможность ему проявить накопившиеся чувства, освоить более адекватные способы выражения своих потребностей. И вот таким обновлённым он возвращается в семью. Дальше важный вопрос: а готова ли семья его таким принять?

Причинно-следственные связи

Начинается следующая фаза работы: совместные встречи со всей семьёй, где разными методами исследуются особенности взаимоотношений. И методы эти зачастую неожиданны для родителей. Они думают, что мы будем разговаривать и обсуждать проблемы. Если ребёнку больше 8 лет, то так тоже бывает. Но до 8 лет язык ребёнка – игра. И мы вместе играем, рисуем, изображаем взаимодействие в семье в виде скульптур. Использование этих методов помогает не только психологу, но и родителям увидеть то, что ребёнок не мог или не хотел выразить словами. А также задуматься о своих реакциях, которые и запускают то самое негативное поведение любимого чада.
Следующая фаза снова посвящена работе с родителями. Сложно иногда осознать и принять тот факт, что, оказывается, двойки сына являются тем единственным поводом, который заставляет родителей перестать ругаться и объединиться, чтобы вместе поругать его. Неожиданно то, что ярость по отношению к буянящей трёхлетней дочери вызвана тем, насколько в такие моменты она похожа на отца матери – грозного и агрессивного, которому мама этой девочки никогда не могла дать отпор, хотя очень хотела. Удивительно узнавать, что есть определённые нормы реакций и поведения для разных возрастов. А ещё очень отличаются дети с ведущим левым или правым полушарием. И, оказывается, ребёнок абсолютно адекватен для своего возраста и врождённых особенностей нервной системы, а вот родители ожидают от него того, что для него просто невозможно. В общем, много интересных и часто болезненных открытий про самих себя. Но в то же время и много возможностей для изменений ситуации в семье к лучшему.

***

Может ли семья пройти весь этот путь без психолога? Если очень захочет, то, конечно, может. Поход к психологу просто ускоряет этот процесс. Даёт тот самый взгляд со стороны, который сложно осуществить, запутавшись в семейных противоречиях. А ещё поход к психологу помогает вскрыть и опустошить застарелые хранилища гнева, обид, грусти. Ведь за ними всегда скрываются любовь, желание быть уважаемыми, потребность в поддержке и контакте с близкими людьми.
Так что если мы, родители, готовы меняться, то результат, несомненно, будет. Если же всё ещё надеемся на чудо-психолога, который волшебным образом делает из любого ребёнка конфетку, а мы и так прекрасные и правильные, к сожалению, ничего особо не изменится. Выбор за нами.

рисунки: Надежда Баландина