Подростки и учёба

Подростки и учёба

Несмотря на то, что об особенностях подросткового возраста написано огромное количество статей и все родители с тревогой и напряжением ожидают прихода этого периода жизни своего ребёнка, всё равно регулярно на приёме я слышу один и тот же запрос: верните нам того более-менее покладистого ребёнка, который хоть как-то (отлично) учился!

К сожалению, должна констатировать два факта: 1. Вашему ребёнку от 13 до 16 и он явно забросил учёбу и начал активно заниматься какой-то другой (подчас совсем непонятной родителям) жизнью? Значит, с ним всё в порядке. 2. Вернётся ли он к активной позиции по отношению к учёбе? Возможно, к концу 9-го и очень вероятно – к 11-му классу.

Прощание с начальной школой

Конечно, есть исключения, но они только подтверждают правило. В психологии есть понятие «Ведущая деятельность». Это такая деятельность, в которой наиболее полноценно идёт формирование личности ребёнка. Деятельности постепенно сменяют друг друга. Ведущей деятельностью от 7 до 11–12 лет является учёба. Дети учатся овладевать навыками, знаниями. Параллельно идёт интенсивное формирование нервных связей в мозгу. В этом возрасте детям действительно нравится хорошо учиться. Но дальше наступает новый этап, во многом запускаемый изменениями гормонального фона. Эти перестройки, в свою очередь, очень влияют на эмоциональное состояние и на тело. Начиная с 12–13 лет, ребёнок вдруг сталкивается с непривычными для себя скачками настроения, изменением восприятия своего тела. Например, ещё вчера полноватая девочка с удовольствием ходила на танцы, а сегодня категорически отказывается, так как вдруг осознала, что далека от идеала мировых стандартов красоты. Иногда из-за резкого роста происходит раскоординация уже вроде бы сформированных навыков, и отличный футболист вдруг начинает мазать мимо ворот, сам не понимая, почему. А ещё накатывает непонятная усталость и сонливость, влияющая на усвоение учебного материала. Всё это начинает подталкивать человека к осмыслению важного вопроса: а кто же я такой, чего я хочу, с чем согласен, с чем нет?

Раствориться в толпе

Ведущей деятельностью с 12 до 16–17 лет становится общение. Именно в общении со сверстниками подростки учатся воспринимать себя как отдельную личность, хотя с позиции взрослых это иногда выглядит как полная потеря индивидуальности. Подростки начинают делать то, что принято в интересующей их компании, при этом искренне считая, что делают нечто уникальное сами по себе. На самом деле, сливаясь с какой-нибудь темой, они как бы примеряют новый костюм и ощущают, насколько им комфортно в нём. Большинство подростков за этот период меняют несколько увлечений и компаний, и это нормально.

А что же с учёбой? Она отодвигается в лучшем случае на второй план. Может, конечно, повезти, и ваш ребёнок выберет в качестве компании людей, интересующихся знаниями. Тогда учёба будет всё так же актуальна, потому что станет той темой, на которую можно общаться. Но что же делать родителям, если ребёнок тянется явно не к компании, интересующейся учёбой?

  1. В идеале принять этот факт и попытаться искренне понять, что же привлекает его именно в этих увлечениях. Может, то, что в виртуале она очень популярна (тысяча просмотров, лайков, внимание противоположного пола), а в классе всё далеко не так. Может быть, рисуя граффити и убегая от полиции, он чувствует себя взрослым, живущим полноценной жизнью, а в школе – вечным ребёнком, вынужденным делать то, что говорят взрослые.
    Поняв, что ими движет, мы, возможно, придумаем, что поможет реализовать эту потребность в их школьной жизни. Ну, или как минимум перестанем быть исключёнными из их жизни и вернём доверие. К тому же иногда можно пристроиться к этим увлечениям и внедрять любовь к знаниям через них. Например, сейчас набирает обороты написание маленьких рассказов по мотивам или на основе компьютерных игр. И вот один папа, читая творения дочери, начал ей подсказывать, что вообще-то есть законы написания литературных произведений, разные жанры, приёмы. И то, что игнорировалось на уроке литературы, было впитано, как губкой, когда дело коснулось собственного творчества, на котором держалось общение, важное для этой девочки.
  2. Помнить: несмотря на все заверения о сделанных уроках, скорее всего, что-то делаться не будет, ибо всё, что касается учебной деятельности, часто выполняется по остаточному принципу. Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и периодически проверять, что происходит.
    Родитель подростка как бы сидит на двух стульях. Один стул называется «Друг». Именно из этой позиции мы разговариваем по душам, интересуемся тем, что увлекает ребёнка, вспоминаем своё детство и свои реакции на родителей, школу, друзей. Высказываем своё мнение на равных, а не с позиции сверху.
    Второй стул называется « Менеджер». С этой позиции мы напоминаем о том, что домой всё-таки нужно прийти в 21.30, спрашиваем про уроки, связываемся с учителями.
    Если быть только другом, то подросток совсем забросит всё: несмотря на взрослые рассуждения, он ещё пребывает в детском состоянии «здесь и сейчас». Для взрослых людей существует линия времени, и рассуждения строятся с опорой на неё: «У меня много дел, поэтому встречу с друзьями я перенесу на завтра». Для подростка всё иначе: «Если я сегодня не выйду гулять с друзьями – то всё, мир рухнет. А уроки – ну как-нибудь успею, или завтра спишу». Если быть всё время только следящим за правилами, то можно очень быстро потерять контакт с бунтующим чадом. Поэтому приходится балансировать.
  3. Создавайте подростку ситуации, где он на собственном опыте сможет убедиться, зачем нужна учёба. Лучший вариант для этого – работа. И желательно не в офисе, а именно такая, где не требуется образование. Потаскав на стройке целый день стекловату, поработав на конвейере, побегав курьером и получив за это деньги, которых даже на билет в кино не хватит, люди убеждаются, что родители не сгущали краски. И образование действительно открывает больше возможностей в дальнейшей жизни. Заодно при выборе будущей профессии им уже будет на что опереться. Ведь иногда выбор профессии строится не только на том, что нравится, но и на противоположном: вот этим я точно не буду заниматься никогда!
  4. Если у вашего подростка есть способности и амбиции, то можно его увлечь участием в олимпиадах. Также сейчас много каникулярных лагерей, знакомящих с какой-либо деятельностью: создание кинофильма с возможностью примерить на себя и режиссёрскую, и операторскую, и актёрскую роль, строительство настоящего дома, создание моделей самолётов, роботов, машин, проживание на настоящей ферме с уходом за животными, заготовкой кормов и т. д. Когда понимаешь, какие знания тебе могут пригодиться в конкретной деятельности и для чего, – это становится хорошим стимулом для их получения.