Общение или учение

Общение или учение
«Не хочу учиться, хочу жениться!» Кто не знает слов шестнадцатилетнего Митрофанушки? В какой-то мере женитьбу можно вполне рассматривать как отказ от учёбы в пользу общения. Сейчас это противопоставление помолодело (акселерация всё же), и мы вспоминаем, что именно общение – ведущая деятельность подростка. А 10 лет – уже ранний подростковый возраст. Мнение родителей утрачивает былое влияние, акцент с учёбы смещается в сторону значимой группы, которой являются сверстники.

Часть родителей, устав бороться, соглашается с этим, тем более что СМИ пестрят массой примеров, как троечники добиваются в жизни невероятных успехов за счёт своих коммуникационных способностей и умения улаживать конфликты. Другая часть вместе с учителями продолжает напоминать про ЕГЭ, запугивать армией и пресловутым дворником, в которого со временем превратится любой неуч. А общение в этом случае выступает угрозой, отвлекающей чадо от главного и мешающей сосредоточиться на важном. Эти тенденции подтверждают и запросы родителей, приходящих на приём. Их тоже можно разделить на эти две категории: ребёнок не учится или испытывает трудности в общении.

Я предлагаю отказаться от привычной поляризации, рассмотрев и то, и другое с точки зрения взаимного влияния. И начать не с подросткового возраста, а со смыслов и убеждений, которые мы вкладываем в понятия «учёба» и «общение». Их мы транслируем детям не только словами, обращёнными к ним, но и произнесёнными поверх их головы (то, что как раз дети ловят на ура), а также собственным поведением и привычками. Поэтому, что бы мы ни говорили, но, выходя в социум (а школа – это и есть полноценный выход в социум), дети копируют наше поведение и наши ценности.

Ревизия смыслов

Привычное родительское: «Школа должна давать знания, развивать память, внимание, учить мыслительной деятельности». Хорошо бы признать, что не только школа развивает произвольность и высшие психические процессы… Критерием являются хорошие оценки, они также влияют на самооценку, что позволяет ребёнку чувствовать себя уверенно и быть лидером. Только честно ответьте: за оценками ребёнка точно не стоят ваши ожидания, что вам как родителю поставят «пять», и ваше удовлетворение амбиций?

«Учёба – это обязанность, так же, как и работа у родителей, исполнение долга». Ага, сами подумайте: стоит 11 лет надрываться, выполняя долг, чтобы потом всю оставшуюся жизнь тянуть лямку/упахиваться до седьмого пота/постоянно ходить с кислой миной и жаловаться, что работа достала до печёнок, и непонятно перед кем долг и когда конец оплаты?

«Твоя хорошая учёба – это инвестиции в будущее!» Только будущее меняется с такой скоростью, что неизвестно, пригодится ли эта хорошая учёба, в отличие от умения мыслить, находить и обрабатывать информацию.

«Будешь плохо учиться – никому не будешь нужен, с тобой будет неинтересно!» В этом случае родители как раз объединяют учение и общение и применяют весь дар убеждения, а ребёнок, борясь за власть и чувствуя фальшь этого объединения, «забивает» на учёбу и заводит обширную компанию, доказывая родителям несостоятельность их убеждений.

Если задуматься…

Часто в вышесказанном теряется главное. Да, дети идут в школу учиться, а учение – это радость познания, удовольствие от мыслительной деятельности, умение открывать новое и интересное, в последующем – воплощать это в жизнь. То есть, если смотреть шире, умение самостоятельно получать знания, выделять главное, систематизировать, ставить цели, находить решения. Причём иногда не одному, а в команде, уметь просить помощь зала для решения (здесь общение и пригодится).

Попробуйте посмотреть с этого ракурса и согласиться, что именно этому и стоит учиться. Считается, что уже в начальных классах школьник должен, сообразно возрасту, самостоятельно добывать новые знания, организовывать процесс самоконтроля, а также получать навыки общения и сотрудничества. Обратите внимание: опять учёба и общение объединены! И если младшеклассник уже смог это освоить, то никакой подростковый возраст не будет угрожающе противопоставлять эти две важные для жизни вещи. Увы, не каждая школа такому учит. И потому наша задача – самим привести ребёнка к этому.

Родитель – проводник

Ученик начальной школы только учится думать (иногда медленно и не всегда логически), и этот процесс нельзя подвергать критике. Это позволит дойти до сути и порадоваться тому, что смог, получилось, ай да я! Человеку важно чувствовать себя достигающим. Впоследствии приёмы самоорганизации, поиска решения он может распространить на что-то другое. Умственная деятельность должна быть в меру трудной, так как слишком лёгкая не развивает, а слишком сложная отпугивает.

Дайте возможность ребёнку думать самостоятельно, а там, где он запутывается и останавливается, предлагайте совместные варианты мозгового штурма. Если и вы чего-то не знаете – смело признавайтесь, предложите сыну или дочке пофантазировать (воображение – отличный навык будущего конструирования), при этом каждый самостоятельно, а потом вместе попробуйте найти информацию, которая приведёт к решению. Но не делайте этого за ребёнка!

Для объединения учения и общения в школе вводится проектная деятельность – это и познавательно, и интересно, и обязанности надо между собой распределить, суметь договориться, – да только не везде это реализуется. Но кто вам мешает придумать для ребёнка вместе с одноклассниками это дома? День физики, опыты по химии, кулинарный мастер-класс или театральное действо. И ничего, что кулинарный мастер-класс или театральное действо – не учёба. А поиск информации по блюдам, а вычислить объёмы приготавливаемого, а рассчитать время? Кстати, история театрального костюма, составление и написание сценария, выделение главной мысли из произведения – смотрите, сколько здесь про сбор информации, её организацию, умение ею воспользоваться. Напишите и оформите вместе с ребёнком приглашения (тренировка письма и оформительских навыков – может быть, будущий дизайнер?), пусть раздаст одноклассникам. На этом проекте будьте всего лишь медиатором, помощником и наблюдателем. Вы можете вместе с ребятами обсудить, что и кому лучше удалось, за счёт каких качеств, фокусируя их внимание на разных способах достижения (помните про внимание?). Не давайте оценок и критики, учитесь слушать других, таким образом формируя у детей навыки общения.