Результаты первого комплексного исследования цифровой грамотности детей и подростков представлены в «Артеке»

5 октября 2018 года

28 сентября 2018 года в рамках III Международного образовательного Форума тематические партнеры Артека QIWI (КИВИ Банк), Агентство стратегических инициатив (АСИ), а также Аналитический центр НАФИ представили уникальное исследование цифровой грамотности поколения Z Дети и технологии. Исследование такого масштаба проводилось в России впервые.

Методологией исследования были выбраны: всероссийский опрос родителей (выборка - 800 человек в 150 населенных пунктах в 46 субъектах РФ), онлайн-опрос подростков 14-17 лет (412 человек в 150 населенных пунктах в 46 субъектах РФ), фокус-группы с детьми 8-12 лет), кабинетное исследование по открытым и подписным источникам.

Индекс цифровой грамотности подростков включил в себя 5 компонентов: компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность и отношение к технологиям и инновациям.

Исследование показало, что в чем-то поколение Z опережает своих родителей. Детский индекс цифровой грамотности это 73 процентных пунктаиз 100 против 52 п.п. у родителей. Но при этом 32% детей считают, что обычные нормы поведения в интернете можно игнорировать. Парадоксально, что большинство родителей считают интернет опасной средой для ребенка и полагают необходимым использовать родительский контроль на компьютере, но абсолютное большинство же его и не использует.

Интересны и гендерные различия. 60% девочек испытывают различные трудности в использовании современных гаджетов, а среди мальчиков таких только 25-28 %. Почти половина подростков (44%) как девочек, так и мальчиков не знают полного функционала программ на их компьютерах, не могут их самостоятельно обновлять или устанавливать новые. Только чуть более половины опрошенных (58%) следят за технологическими новинками и трендами в цифровой области.

Есть и позитивные моменты. Интернет для российских детей не только источник игр и развлечений, как часто думают родители: 74% подростков указали, что компьютер помогает им в решении образовательных и повседневных задач.

О результатах исследования рассказала руководитель образовательных программ QIWI FINTEEN Елена Луценко. Она отметила, что цифровая компетентность это важнейший навык ХХI века и основа безопасности в информационном обществе. Значимость этого вопроса ставит его в приоритетный фокус внимания тех, кто определяет сегодня образовательную политику. Повышению цифровой компетентности в школах должно уделяться специальное внимание наравне с умением считать и литературной грамотностью.

Алексей Каспржак, директор МДЦ Артек, напомнил, что в Артеке не первый год существует образовательная программа по финансовой грамотности, ее проводит тематический партнер QIWI. Ребята у нас учатся планированию своих финансов и их безопасности в цифровой среде. Компетенции в этой области должны стать базовым умением для современного подростка, а обучение этим навыкам должно начинаться со школьной скамьи. Без этого невозможно решить задачу, которую поставил Президент, выступая перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года сделать мощный технологический рывок в стране, подчеркнул Алексей Каспржак.

Пресс-служба Артека:

в Москве:+79168042300 press.artek@primum.ru

в Крыму: +7 978 7340444 press@artek.org

Актуальные

интернет-ресурсы Артека:

Фотобанк

http://artek.org/press-centr/foto-dlya-pressy/

Youtube-канал

www.youtube.com/c/artekrussia

SM-аккаунты

vk.com/artekrussia

www.facebook.com/artekrussia

www.instagram.com/artekrussia/