Представители российских городов изучают образовате​льные практики московских школ

17 декабря 2018 года

В рамках взаимообучения городов и проекта «Школы городов России – партнеры Москвы» на базе столичной школы №2009 прошел семинар по теме «Организация образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях массовой школы с использованием моделей «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа».

В мероприятии, организованном Московским центром развития кадрового потенциала образования, приняли участие руководители образовательных организаций и педагоги из Архангельска, Владивостока, Дзержинска, Москвы, Саратова, Смоленска, Тулы и города Волжский. Впервые на подобном семинаре в составе делегаций российских городов присутствовали представители общественных организаций, занимающихся проблемами детей с особыми возможностями здоровья, и родители таких детей.

Участники семинара получили возможность наглядно изучить опыт московской школы №2009 по созданию структурированной образовательной среды для инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС, познакомиться с особенностями организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения с применением прикладного анализа поведения, а также с особенностями разработки коррекционно-развивающих программ, адаптации учебных, контрольно-измерительных и дидактических материалов для обучающихся с РАС.

Как подчеркнула представитель школы №2009 Светлана Смирнова, образовательная парадигма их образовательной организации в том, что школа не занимается выстраиванием специальной образовательной среды, обособленной для детей с РАС, а помогает ученикам адаптироваться к традиционным школьным условиям. Ресурсный класс здесь – не форма обучения, а форма коррекционно-развивающей помощи. Работа с поведением не заменяет собой занятия по освоению предметных областей. И основным результатом обучения в этой школе для детей с РАС, также как и для всех прочих учащихся, является приобретение академических навыков.
«Мы приехали на этот семинар, чтобы изучить опыт Москвы, увидеть, как подобные направления работы воплощаются в повседневной жизни обычной общеобразовательной школы, и наши ожидания оправдались на сто процентов, – поделилась своими впечатлениями от семинара главный специалист Департамента образования города Дзержинска Нижегородской области Ирина Барк. – Полученная здесь информация оказалась очень нужной. Приобретенный опыт мы обязательно будем применять в своих школах. Но я хочу особо подчеркнуть, что взаимообучение городов, участниками которого мы стали, полезно не только тем, что мы можем воочию увидеть эффективные образовательные практики. На таких мероприятиях мы имеем возможность общаться, обсуждать важные вопросы и задачи с коллегами из самых разных российских городов, получая уникальный опыт необходимый в нашей работе даже от тех, в чьи города никогда не приедем».

С этим согласна и Любовь Коваленко, председатель детской общественной организации из города Волжский Волгоградской области.
«Я считаю, что это очень хороший проект. Мы должны объединяться, обмениваться опытом и находить какие-то новые варианты развития своей работы», - рассказала она, отметив, что в их городе класс, где обучаются дети с РАС, впервые открылся на базе общеобразовательной школы только в этом году.
«Пока еще наши школьники с РАС находятся в ресурсной зоне постоянно. Именно поэтому для нас очень интересен практический опыт Москвы в области инклюзии, когда такие детишки выходят в общие классы с обычными учащимися. Нам очень интересен практический опыт сотрудничества педагогов общей практики с ресурсными классами, московский опыт организации сотрудничества сверстников между собой, опыт организации сотрудничества с родителями.

Важность практикоориентированности семинара подчеркнула и директор Центра образования №29 города Тулы Надежда Федина.
«Поскольку я давно погружена в эту тему, и в нашем центре уже в следующем году учебном году планируется открытие ресурсного класса, всё увиденное здесь было очень и очень кстати. У нас накопился довольно большой, скажем так, запас теоретических знаний, но не хватало именно практики. И сегодня, в Москве, мы получили очень нужные ответы на очень многие вопросы», - подчеркнула она, оценивая итоги прошедшего мероприятия.

Взаимообучение городов – это трансляция эффективных практик от директора - директору, от школы - школе, от учителя – учителю, это возможность обмена опытом, совместного поиска эффективных управленческих и педагогических решений, обсуждения актуальных программ и методик. Актуальную информацию о предстоящих мероприятиях в рамках взаимообучения городов можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования в разделе «Депозитарий».