В поисках утраченного голоса

№ 7, 2013
Рубрика: Авторитетное мнение
Автор статьи: Надежда СЕРЕБРЯКОВА
В поисках утраченного голоса

Как всё начиналось

Катя, здоровая и развитая девочка, посещала детский сад с двухлетнего возраста. После летних каникул Катя резко изменилась – продолжала играть с детьми, выполнять задания, но не произнося ни одного слова. Каждый день, когда мама забирала её, переступив порог садика, Катя начинала без умолку болтать с мамой, продолжала много говорить и дома. Она с удовольствием читала наизусть стишки и пела песенки, выученные в садике. Родители и воспитатели недоумевали, уговаривали Катюшу поговорить, задавали ей вопросы, стыдили – всё безрезультатно. «Какая сильная воля у вашей дочери, – сказала маме заведующая. – Вот ведь решила молчать, и так уже полгода!»

А голоса четырнадцатилетнего Миши никто из его учителей в новой школе так и не услышал. К концу первой четверти попытки «разговорить» мальчика прекратились, оценки ему выставляли только за письменные работы. Друзей у Миши в классе не было. Вне школы Миша разговаривал, но только со знакомыми. Мама вздыхала, папа ругался, но обратиться к врачам им и в голову не приходило.

Ситуация Кати и Миши типична для детей, страдающих элективным мутизмом. Общительные, порой даже чересчур болтливые в семье, они буквально не могут из себя слова выдавить в детском саду, школе, а то и вообще в присутствии посторонних. Термин «элективный мутизм» впервые появился в 1995 году, хотя случаи таких избирательно молчащих детей впервые зафиксированы в медицине ещё в 1877 году. Это относительно мало изученное и редкое невротическое расстройство. Однако число таких детей в современном мире растёт: по оценкам специалистов, примерно 1 из 150 детей не способен говорить в определённой обстановке, и почти в каждой школе есть как минимум один такой молчун! Большинство родителей и педагогов и не слышали об элективном мутизме и, сталкиваясь с такими детьми, теряются – полагают, что ребёнок молчит из-за упрямства, застенчивости, а то и вообще отстаёт в развитии. Уговаривают, угрожают наказанием, опускают руки… Как можно помочь вернуть «упрямцу» голос?

На наши вопросы ответила Наталья Капитоновна Кириллина, психотерапевт, директор Института гармоничного развития и адаптации, специалист по элективному мутизму.

— Ребёнок всегда молчит в школе – он не хочет говорить или не может?

— Когда ребёнок, в принципе владеющий речью, отказывается говорить в определённых ситуациях, например, в школе, и это длится дольше четырёх месяцев, то в международной классификации это принято диагностировать как элективный мутизм. Это отказ непроизвольный, то есть такое избирательное молчание не есть выбор или волевое решение ребёнка. Состояние варьируется – некоторые дети не говорят только в школе, другие не разговаривают только с детьми. Иногда состояние усугубляется, и дети даже с родителями перестают разговаривать.

— А может быть, у многих детей отказ говорить – просто упрямство или излишняя застенчивость?

— Нет. Любой упрямый ребёнок всё же подчиняется социальным требованиям. Обычный стеснительный ребёнок тоже со временем, привыкнув к новой обстановке, начинает общаться. У детей, страдающих элективным мутизмом, молчание – некий архаичный способ справиться со стрессовой для них ситуацией, закрыться, наподобие реакции мнимой смерти у животных. Внутри же такие дети испытывают сильный страх.

— Каковы причины этого отклонения?

— Единой причины нет.

В основе элективного мутизма лежит сочетание индивидуальных особенностей характера с внешними факторами. Зачастую поначалу ребёнком руководит страх, а со временем молчание становится привычной моделью поведения. Наследственность тоже играет роль – один или оба из родителей в детстве отличались застенчивостью.

— Если ребёнок попадает в новую школу и молчит там, или же замолкает в новом учебном году, то как скоро учителя и родители должны начать бить тревогу?

— Как можно скорее. Чем раньше начать лечение, тем лучше. Обычно такое отклонение становится очевидным именно в школе, то есть в том возрасте ребёнка, когда социум уже требует от него способности словесно общаться. Если малыш молчит в детском саду, то часто окружающие закрывают глаза на это, считают это особенностью возрастного развития. Но школьнику труднее переступить через своё молчание.

— А надо ли вообще лечить элективный мутизм? Может быть, ребёнок «перерастёт»?

— Бывает и такое, что невроз проходит сам собой. Но наверняка никогда заранее сказать нельзя. Ребёнку нужно помочь.

— Каковы же наиболее эффективные методы лечения? И прогнозы?

— Лечить необходимо психотерапией, игровой для маленьких детей и индивидуальной для более старших. Иногда выписываются антидепрессанты, но я рекомендую только терапию. В нашей практике все дети, с которыми работали специалисты, полностью излечились. Со случаями рецидивов я лично не сталкивалась.

— Иногда попытки «разговорить» ребёнка – просьбы, поощрения, или наоборот, запугивание, угрозы наказания – оказывают обратный эффект. Мальчик или девочка ещё больше замыкаются в себе. Как не надо вести себя с ребёнком, который молчит?

— Заставлять упорно молчащего говорить бессмысленно. Скорее надо стараться, чтобы у него росла уверенность в себе, повышалась самооценка. Это достигается не принуждением, а отношением, поощрением самостоятельности. Многие родители чересчур опекают ребёнка, стараются всё делать за него, а это не всегда хорошо.

Нужно признать проблему, сказать ребёнку, что вы понимаете, что он не готов пока говорить, но скоро с вашей помощью голос к нему вернётся.

— Что могут и должны делать учителя? Какую работу провести с одноклассниками ребёнка, чтобы он не подвергался насмешкам и травле, и более того – чтобы они могли помочь своему молчащему товарищу?

— Учителя должны постараться найти индивидуальный подход к такому ученику. Иногда грубый окрик, излишняя строгость со стороны учителя могут спровоцировать молчание или усугубить его. Человек испытывает чувство страха, паники и замолкает. Таким способом он как бы контролирует ситуацию. Одноклассникам тоже надо разъяснить ситуацию, но не в присутствии ребёнка.

— Нуждаются ли такие дети в особом обучении?

— Они нуждаются не в особом обучении, а в особом подходе. Элективный мутизм не связан напрямую с развитием интеллекта и встречается у самых разных детей. Иногда такие дети – перфекционисты, они опасаются что-то сделать или сказать неправильно. Это вообще «удобные дети» для окружающих – тихие, не хулиганят, не нарушают социальных норм.

— Считаете ли Вы, что необходимо больше информировать общественность об элективном мутизме? Если да, то какими способами?

— Необходимо вести просветительскую работу среди родителей, педагогов и в обществе. Если люди будут более осведомлены об элективном мутизме, это поможет детям излечиться и преодолеть возможные проблемы с учёбой и социальной адаптацией.

— К каким специалистам обращаться, если вы заподозрили у ребёнка элективный мутизм?

— Обращайтесь к психотерапевтам, работающим с элективным мутизмом. Психиатр может поставить диагноз, но работа должна проводиться психотерапевтом при поддержке родителей и педагогов.

Что было потом?

Катина мама договорилась с воспитателями и проводила с дочерью целый час в садике каждый день. Девочка начала говорить шёпотом с мамой, а уже через месяц – и с воспитателями.

Мишина учительница поговорила с родителями. Его направили к психологу. Сейчас Миша подружился с соседом по парте, разговаривает только с ним, но чувствует себя гораздо увереннее.

В повседневной жизни такие дети нуждаются в деликатной помощи и поддержке. В общении с ребёнком избегайте задавать прямые вопросы, на которые сразу требуется ответ. Детям, страдающим элективным мутизмом, очень тягостно молчать, но ещё тяжелее нарушить молчание самостоятельно. Надо признать проблему, обсудить её с ребёнком, но не драматизировать ситуацию. Ребёнок должен увериться в том, что такое состояние немоты обязательно пройдёт. Мамы и папы, друзья и родственники, педагоги! Если ваш малыш упорно отказывается говорить, не ругайте его, а помогите обрести голос! Он ищет вашего понимания и помощи, вот только сказать об этом может не всегда.

консультант: Наталья Кириллина, к.м.н., психиатр, психотерапевт