Мотивация у современных детей

№ 8, 2015
Рубрика: Расти без страха
Мотивация у современных детей

— Она ничего не хочет делать! Говорит: «Зачем? Я красивая. Выйду замуж за богатого, и всё у меня будет хорошо». Как её убедить?

— Уже и телефон у него отбирали, и на компьютер пароль ставили – всё равно уроки не делает!

Этих посланий отчаянья всё больше и больше с каждым годом. На современных детей наказания действуют в самом деле слабо. В лучшем случае – ненадолго. И очень часто у них есть своё представление о том, что и как им пригодится в жизни, а что нет. А все наши попытки убедить собственным примером или запугать будущими экзаменами тоже часто заканчиваются ничем.

Их важно мотивировать, но как? Попробуем разобраться. В большинстве случаев нужно внимательно присмотреться к ребёнку и увидеть то, что его действительно интересует. Также важно отказаться от надежды на то, что интересовать его должно что-то полезное и нужное – типа книг и последних достижений науки. Но в то же время не отчаиваться совсем. Ведь грамотно подобранный мотиватор может привести к расширению сферы знаний, а значит, и к новым интересам.

  1. Игры на планшете и приставках. Наверное, они будут занимать первое место в рейтинге интересов у мальчиков. Вместо того, чтобы запрещать, лучше разрешать, но чётким образом. Например, есть законное время игры на приставке. Предположим, 30 минут в день по будням и 45 в выходные. Каждая пятёрка – плюс 3 минуты, четвёрка  – 2 минуты. Тройки и  двойки не котируются. Если «4» и «5» по некоторым предметам невозможны, то каждая сделанная «домашка» – 5 дополнительных минут игры. За неделю можно набрать 25  минут дополнительного игрового времени. Важно сделать упор именно на зарабатывании плюсов. А на негативных сторонах (эпизодических плохих оценках) не акцентировать внимание. Также придётся действительно следить за тем, чтобы ребёнок не играл тайком.
  2. Деньги. Также очень часто являются мотиватором для детей. И если относиться к учёбе как к работе, то дополнительно ребёнок ещё и учится понимать, что деньги действительно зарабатываются. Например, одна мама честно сказала своему ребёнку, что с удовольствием не платила бы репетитору. И если дочь сама позанимается и подтянет математику, то будет получать 400 рублей в неделю. Но если оценки снова снижаются, то зарплата не платится. Некоторые родители также каждую неделю дают определённую сумму и добавляют к ней что-нибудь по результатам учебной недели, но отнимают какой-то процент за несделанные задания или плохие оценки. В этом подходе главное, чтобы критерии были чётко разработаны и не зависели от плохого или хорошего настроения родителей.
  3. Тестирование реальности. Например, с девочкой, которая была уверена, что главное – удачно выйти замуж, мы сыграли в игру «Вероятности». Строили события будущего с опорой на возможные варианты развития событий. И самое большое впечатление на неё произвела вероятность, что тот богатый человек, который взял её в жёны за молодость и красоту, лет через 10 может найти себе новую – ещё моложе и красивее. А её бросит. И чем она будет заниматься и как дальше жить, не очень понятно, потому что школу она так и не закончила и образования не получила. После той встречи девочка стала намного лучше учиться по истории и обществознанию (решила поступать на юридический, чтобы в случае чего разбираться в законах и не остаться без денег),английском у (иностранец – тоже вариант для удачного замужества), и русскому с математикой: ЕГЭ сдавать всё равно надо. Конечно, этот случай можно рассматривать как грустный с точки зрения жизненных ценностей этой девочки, но довольно успешный с точки зрения нахождения мотивации для учёбы. Также хороши любые варианты реальной работы и заработка.
  4. Очень часто, особенно в начальной школе, мотивация к учёбе падает из-за ощущения постоянной неуспешности. Во многом мы сами не замечаем, что создаём её своими руками: постоянно обращаем внимание на то, что недоделано или сделано не так хорошо, как хотелось бы. При этом редко говорим о том, что удалось и получилось. Ребёнок начинает ощущать себя, как осёл, которому привесили перед носом морковку на удочке и, как ни старайся, невозможно её достать. Очень важно создавать почву для уверенности и ощущения успешности. Для этого разбор любого задания хорошо начинать с вопроса: что получилось? Только после этого можно переходить к тому, что можно было бы улучшить или сделать по-другому. Также хорошо ставить ребёнку конкретные и выполнимые задачи. Не вообще «Ты должен делать уроки сам и хорошо!», а для начала «Давай поймём, когда тебе их удобнее делать. Может, сразу после школы, а может быть, отдохнув час?» Пусть это превратится в исследование, в котором решающее слово будет принадлежать ребёнку. Ведь это действительно его ответственность – но очень сложно отвечать за то, что постоянно инициируется и контролируется другими. А так ребёнок сам выбирает, когда лучше делать уроки. Дальше следующий шаг: «То, что можешь делать сам, – делаешь сам, а то, что непонятно, – спрашиваешь». И важно, чтобы родители действительно не брались выполнять то, что ребёнок даже не открывал, надеясь на их помощь. И не менее важно с уважением и спокойствием принимать то, что он чего-то недопонимает. Школа ведь для того и создана, чтобы осваивать что-то новое.

А при освоении нового происходит формирование новых нервных связей. И в какой-то деятельности они формируются быстрее, а в какой-то медленнее. Иногда требуется много повторений, чтобы что-то сдвинулось. Если взрослые всегда встречают вопросы ребёнка в штыки, то он перестаёт их задавать, а это приводит к накоплению несделанного и непонятого. И как следствие – к ощущению неуспешности и снижению мотивации к учебной деятельности.

А ещё важно поддерживать контакт с учителем. И если вы замечаете, что ребёнок загрустил из-за того, что его не вызывают, или много плохих оценок, а хороших нет вообще, – стоит поговорить с педагогом и попросить добавить позитива и внимания. В классе 30 детей, и часто педагоги просто физически не успевают обратить внимание на то, что происходит с каждым.

Итак, мотиватор всегда можно подобрать, главное – посмотреть на ребёнка непредвзято. Иногда для этого приходится снижать уровень своих ожиданий и видеть его таким, какой он есть – развивающейся личностью, проходящей свои жизненные этапы по-своему.