Мнимый дефицит внимания

Они неуправляемы. На уроке постоянно крутятся, всё время что-то роняют, вскакивают с места. Учителя жалуются, что эти дети на них вообще не реагируют. Родители и по-хорошему уговаривают, и телефоны отобирают – ничего не помогает. В прошлом году тоже в начале года так было, потом вроде поспокойнее – а в этом просто кошмар какой-то…
Человек рождается с определённым набором особенностей мозговой деятельности, который влияет на то, как мы воспринимаем информацию, учимся новому и ведём себя в стрессовом состоянии. Он, этот набор, определяется сочетанием ведущего полушария головного мозга с ведущими ухом, глазом, ногой и рукой, о чём и рассказывали материалы рубрики «Движущая сила» в 2013 году (см. на www.za-partoi.ru). А у некоторых людей при стрессе возникает неприятная реакция повышенной двигательной активности и отвлекаемости, которую многие расценивают как проявления гиперактивности. Об этом и поговорим.

Из-за чего это происходит?

При стрессе у человека начинает преобладать деятельность одного (ведущего) полушария, что приводит к снижению скорости прохождения сигнала между полушариями. Это похоже на транспортную пробку, образовавшуюся на мосту между двумя берегами. А поскольку мы так устроены, что правые ухо, глаз, рука, нога передают сигнал в левое полушарие и наоборот, то становится тем сложнее, чем больше органов восприятия находится «на берегу» ведущего полушария. Давайте попробуем представить. Вот два берега – правый и левый. Между ними – мост, и информаторы на правом берегу посылают свои депеши генеральному штабу, расположенному на левом, а из штаба тут же посыльные на сверхскоростном транспорте выезжают на противоположный берег. Нужно же как-то скоординировать эту работу! Им навстречу уже летят посыльные из штаба правого берега, дабы передать важные сведения, полученные от информаторов, расположенных на левом берегу. Сложная система. Ребёнок с самого рождения развивает эти межполушарные связи. Но вдруг возникает стресс – и тут же создаёт «пробку» на межполушарном мосту. И если у человека ведущее полушарие правое, то депеши с противоположного берега он продолжает получать, но со своего берега ничего послать не может. Тут-то и происходит нарушение, связанное с деятельностью отключённого канала. Если это ухо – страдает восприятие информации на слух и аудиальная память. Если глаз – страдает зрительное восприятие и зрительная память. Если рука – начинаются неприятности с речью, движениями рук и коммуникацией. Нога блокирует крупную моторику.

Профили якобы гиперактивных детей выглядят так

  1. Полушарие, глаз, ухо – правые, рука и нога – левые

    Без стресса – довольно одарённый ребёнок, ведь он спокойно воспринимает информацию в виде фактов, таблиц и в то же время легко обобщает её и вставляет в целостное представление (благодаря правому полушарию).
    При стрессе. Представляете, как жутко человек с таким профилем ощущает себя, когда волнуется? Ведь он перестает что-либо понимать, с трудом может извлечь из памяти информацию, которую ещё вчера рассказывал легко. А вот с двигательной активностью и движениями рук всё остаётся в подрядке. И, чтобы включить себя в жизнь, такой ребёнок начинает активно двигаться: ёрзать, ронять предметы, крутить что-то в руках. На замечания реакция слабая. Взгляд блуждает, ни на чём надолго не задерживаясь. Нам кажется, что он издевается – но на самом деле он действительно слабо воспринимает сейчас что бы то ни было.
  2. Полушарие, глаз, ухо, рука – правые, нога – левая

    Без стресса такой человек будет отличаться не только способностью легко интегрировать любую сложную информацию, раскладывая её на отдельные факты и вновь собирая в целостную картину (например, таблица Менделеева является следствием именно такой интегрированной деятельности), но и внятно рассказывать об этом благодаря ведущей правой руке.
    При стрессе ситуация тоже очень похожа на предыдущую: не видит, не слышит, активно двигается. Но, благодаря всё той же ведущей правой руке, ещё и постоянно болтает, ужасно мешая учителям и одноклассникам.

Как помочь

Важно как можно скорее снизить уровень тревоги и снова настроить межполушарное взаимодействие.
Для снижения уровня тревоги подойдут упражнения «Гимнастики мозга»: «Крюки Деннисона», «Позитивные точки», «Брюшное дыхание».
Для активизации межполушарного взаимодействия подойдут«Перекрёстные шаги», «Рокер», «Ленивая восьмёрка», «Сова», «Думательный колпак». Упражнений так много, поскольку многие каналы отключены.
Чтобы сбросить напряжение, позвольте ребёнку поёрзать на стуле, только медленно, перекатываясь с одной ягодицы на другую. Одновременно с этим движением попросите сконцентрировать взгляд на каком-нибудь предмете, затем посмотреть вверх-вниз, вправо-влево. Снова сосредоточиться на предмете – посмотреть сквозь него вдаль. Таким образом мы включаем зрительную концентрацию. То же с ушами – попросить прислушаться одним ухом к тому, что происходит за окном, другим – что в классе. Обоими ушами прислушаться к голосу говорящего, повторить пару слов. Встать, потянуться во все стороны.
Всё это занимает от силы две минуты, но даёт возможность ребёнку снизить уровень тревоги и снова обрести почву под ногами. В моей практике таким детям сложнее всего приходится в период адаптации: в начале учебного года, при знакомстве с чем-то новым. Иногда на них сразу ставят клеймо невозможных детей, и начинаются странствия из школы в школу, от учителя к учителю. Облегчение наступает, когда на их пути встречается взрослый, способный спокойно воспринимать такие особенности ребёнка, активно использующий физкультминутки на уроке. И тогда довольно скоро ребёнок успокаивается и начинает радовать и себя, и окружающих.